Алфеев Иларион (Григо?рий Вале?риевич Алфе?ев)

Алфеев Иларион (Григо?рий Вале?риевич Алфе?ев) Родился в Москве в семье творческой интеллигенции. Мать — писательница Валерия Анатольевна Алфеева, отец рано ушёл из семьи, затем погиб из-за несчастного случая. Принял Крещение в 11 лет. С 1973 по 1984 год обучался в Московской средней специальной музыкальной школе им. Гнесиных по классу скрипки и композиции.

15-и лет поступил чтецом в храм Воскресения Словущего на Успенском вражке (Москва); по его позднейшим словам, с того времени «Церковь составляет главное содержание моей жизни» [3]. С 1983 года — иподиаконствовал у митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева) и работал внештатным сотрудником Издательского отдела Московского Патриархата.

В 1984 году, по окончании школы, поступил на композиторский факультет Московской государственной консерватории. Учился в классе Алексея Александровича Николаева.

В 1984—1986 годах служил в Советской армии в качестве музыканта духового оркестра.

В январе 1987 года по собственному желанию оставил обучение в Московской консерватории и поступил послушником в Виленский Свято-Духов монастырь.

19 июня 1987 года в соборе Виленского Свято-Духова монастыря пострижен в монашество, а 21 июня в том же соборе рукоположён во иеродиакона архиепископом Виленским и Литовским Викторином (Беляевым).

19 августа 1987 года в Пречистенском кафедральном соборе города Вильнюса рукоположён во иеромонаха архиепископом Уфимским и Стерлитамакским Анатолием (Кузнецовым) по благословению архиепископа Виленского и Литовского Викторина.

В 1988—1990 годах служил настоятелем храмов в городе Тельшяй, с. Колайняй и с. Титувенай Виленской и Литовской епархии. В 1990 году назначен настоятелем Благовещенского кафедрального собора г. Каунас.

В 1990 году в качестве избранного делегата от духовенства Виленской и Литовской епархии участвовал в работе Поместного Собора, избравшего Патриархом митрополита Ленинградского Алексия (Ридигера). Выступил 8 июня с речью, посвящённой взаимоотношениям с РПЦЗ.

В 1989 году заочно окончил Московскую Духовную Семинарию, а в 1991 году Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. В 1993 году окончил аспирантуру МДА.

В 1991—1993 годах преподавал гомилетику, Священное Писание Нового Завета, догматическое богословие и греческий язык в МДАиС. В 1992—1993 годах преподавал Новый Завет в Православном Свято-Тихоновском богословском институте и патрологию в Российском православном университете святого апостола Иоанна Богослова.

В 1993 году был направлен на стажировку в Оксфордский университет, где под руководством епископа Диоклийского Каллиста работал над докторской диссертацией на тему «Преподобный Симеон Новый Богослов и Православное Предание», изучал cирийский язык под руководством профессора Себастиана Брока [4] [5], совмещая учёбу со служением на приходах Сурожской епархии.

В 1995 году окончил Оксфордский университет со степенью доктора философии.

С 1995 года работал в Отделе внешних церковных сношений Московского Патриархата, с августа 1997 года в должности секретаря по межхристианским связям.

В 1995—1997 годах преподавал патрологию в Смоленской и Калужской Духовных Семинариях. В 1996 году читал курс лекций по догматическому богословию в Свято-Германовской православной духовной семинарии на Аляске (США).

С января 1996 состоял в клире храма святой великомученицы Екатерины на Всполье в г. Москве (Подворье Православной Церкви в Америке).

С 1996 по 2004 год был членом Синодальной богословской комиссии Русской православной церкви.

В 1997—1999 годах читал курсы лекций по догматическому богословию в Свято-Владимирской духовной семинарии в Нью-Йорке (США) и по мистическому богословию Восточной Церкви на богословском факультете Кембриджского Университета (Великобритания).

В 1999 году Свято-Сергиевским православным богословским институтом в Париже удостоен степени доктора богословия.

В 1999—2000 годах вёл ежедневную телевизионную передачу «Мир вашему дому» на 3-м канале телевидения.

В 1999—2002 годах продолжал публиковать статьи и книги, в числе которых фундаментальное исследование в двух томах «Священная тайна Церкви. Введение в историю и проблематику имяславских споров».

На Пасху 2000 года в Троицком храме в Хорошёве митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (Гундяевым) возведён в сан игумена.

Архиерейство

Решением Священного Синода от 27 декабря 2001 года игумену Илариону (Алфееву) по возведении в сан архимандрита определено быть епископом Керченским, викарием Сурожской епархии.

На Рождество 2002 года в Смоленском кафедральном соборе митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом возведён в сан архимандрита.

14 января 2002 года в Москве, в Храме Христа Спасителя, хиротонисан во епископа; хиротонию совершил Патриарх Алексий II в сослужении десяти архипастырей.

Пребывание в Сурожской епархии

Вскоре по прибытии в Сурожскую епархию в начале 2002 года назначенного викарием правящего архиерея епархии — митрополита Антония (Блума) — епископа Керченского Илариона в епархии возник чрезвычайно острый конфликт вокруг фигуры нового викария. Партию недовольных деятельностью епископа Илариона возглавлял старший викарий — епископ Василий (Осборн) [6].

19 мая 2002 года с критикой действий епископа Илариона выступил в своём открытом Обращении правящий архиерей митрополит Антоний [7]. Обращение сообщало, что у епископа Илариона есть 3 месяца, чтобы «открыть для себя сущность Сурожской епархии и сформировать мнение о том, готов или нет он продолжать в духе и в соответствии с теми идеалами, которые мы выработали в течение уже 53 лет.

Если он не уверен, а мы не уверены, тогда мы, по общему согласию, расстанемся»; в нём также говорилось о епископе Иларионе: «У него много даров, которыми я никогда не обладал и никогда не буду обладать. Он молод, он силён, он доктор богословия, он написал несколько богословских книг, получивших высокую оценку, и он может внести очень значительный вклад — но только в том случае, если мы сформируем команду и будем едины».

Епископ Иларион выступил с ответным Заявлением, которое отвергало предъявленные ему обвинения и фактически осуждало сложившуюся в лондонском соборе епархии литургическую практику [8].

В результате непримиримого противостояния [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] епископ Иларион был отозван из епархии в июле того же года; решением Синода титул Керченского был усвоен старейшему викарию епархии архиепископу Анатолию (Кузнецову) [17].

На должности Представителя в Брюсселе

Определением Священного Синода от 17 июля 2002 года назначен епископом Подольским, викарием Московской епархии, главой Представительства Русской православной церкви при европейских международных организациях.

Находясь на этой должности, вёл активную информационную деятельность, выпуская электронный бюллетень «Europaica» на английском, французском и немецком языках [18], а также русскоязычное приложение к этому бюллетеню «Православие в Европе» [19].

Регулярно участвовал во встречах руководства Евросоюза с религиозными лидерами Европы [20]. В ходе этих встреч указывал на то, что толерантность должна распространяться на все традиционные религии Европы: «Приводя в пример отсутствия толерантности исламофобию и антисемитизм, политические лидеры Европы нередко забывают о различных проявлениях христианофобии и антихристианства».

По словам епископа, «из истории Европы невозможно вычеркнуть две тысячи лет христианства. Отрицание христианских корней Европы недопустимо. Но важность христианства не исчерпывается историей. Христианство остаётся важнейшей духовно-нравственной составляющей европейской идентичности» [21].

Выступал с критикой «воинствующего секуляризма» [22], призывая христиан Европы к диалогу с представителями секулярного гуманизма по вопросу о духовно-нравственных ценностях [23].

По мнению епископа, «взрывоопасность сегодняшней межцивилизационной ситуации» в значительной степени обусловлена тем, что «западная либерально-гуманистическая идеология, исходя из представления о собственной универсальности, навязывает себя тем людям, которые воспитаны в иных духовно-нравственных традициях и имеют иные ценностные ориентиры».

В этой ситуации «религиозным людям необходимо осознать особую ответственность, которая на них возложена, и вступить в диалог с секулярным мировоззрением, если же диалог с ним невозможен — то в открытое противостояние ему» [24].

Гостями брюссельского представительства РПЦ за время возглавления его епископом Иларионом были королева Бельгии Паола [25], министр иностранных дел России И. С. Иванов [26], предстоятель Финляндской автономной православной Церкви архиепископ Лев [27], глава Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии архиепископ Юкка Паарма [28], архиепископ Пражский и Чешских Земель Христофор [29].

Епископ Венский

Определением Священного Синода от 7 мая 2003 года назначен епископом Венским и Австрийским с поручением временного управления Будапештской и Венгерской епархией и с сохранением должности Представителя Русской православной церкви при европейских международных организациях в Брюсселе.

В 2003 году начаты масштабные реставрационные работы в венском кафедральном соборе святителя Николая. 24 мая 2007 года собор посетил Президент Российской Федерации В. В. Путин [30]. Гостями собора были также архиепископ Венский кардинал Кристоф Шёнборн [31], архиепископ Пражский и Чешских Земель Христофор [32], председатель Национального собрания Австрии Андреас Коль [33].

В 2004 году начат и в 2006 году завершён капитальный ремонт храма во имя святого Лазаря Четверодневного в Вене [34].

13 октября 2004 года завершён судебный процесс по вопросу о принадлежности Свято-Успенского собора в Будапеште [35]. В период с 2003 по 2006 год собор неоднократно посещали высшие лица Российского государства, в том числе премьер-министры М. Касьянов[36] и М. Фрадков [37]. 1 марта 2006 года собор посетил В. В. Путин [38]. Результатом этого визита стало решение властей Венгрии осуществить капитальный ремонт собора [39].

Выступил за использование русского языка в православном богослужении, оговорившись, что считает недопустимым отказ от церковнославянского [40]:

Между «человеком с улицы» и Православной Церковью существует множество барьеров — лингвистических, культурных, психологических и иных. И мы, духовенство, очень мало делаем для того, чтобы помочь человеку преодолеть эти барьеры. <…> В наших зарубежных епархиях многие прихожане, а особенно их дети, не только не понимают славянский язык, но и плохо понимают русский.

Вопрос о доступности, внятности богослужения стоит очень остро. <…> Я думаю, что отказ от славянского языка и перевод всего богослужения на русский язык недопустим. Однако некоторые части богослужения вполне допустимо читать по-русски. Например, псалмы, Апостол и Евангелие.

В июле 2008 года, после наложения священноначалием РПЦ прещений на епископа Диомида (Дзюбана), выступил с резкой критикой последнего [41] [42].

После смещения 4 сентября 2008 года с поста предстоятеля Православной Церкви в Америке митрополита Германа, в октябре того же года, кандидатура епископа Илариона (Алфеева) на пост предстоятеля ПЦА была предложена несколькими её священнослужителями [43] [44] [45].

Причины, побудившие клириков ПЦА выдвинуть кандидатуру епископа Илариона, перечислены в статье бывшего ректора Свято-Владимирской семинарии протопресвитера Фомы Хопко, по мнению которого епископ Иларион «молод, смел, умён, образован и проверен», «у него безупречная репутация как послушного иеромонаха и иерарха. У него прекрасная репутация как пастыря, учителя, проповедника и исповедника.

Он имеет большой опыт в международной деятельности Православной церкви. Он свободно говорит по-английски и ещё на нескольких языках. Его уважают внутри и вне Православной церкви даже те, кто не согласны с его идеями и действиями» [46] [47].

Выдвижение кандидатуры епископа Илариона вызвало противоречивую реакцию внутри ПЦА ввиду того, что он является иерархом Московского Патриархата и ввиду его конфликта с правящим епископом Сурожской епархии в 2002 году [43] [48]. Письмом в Канцелярию ПЦА от 6 ноября 2008 года епископ Иларион известил, что отказывается от выдвижения, поскольку считает, что ПЦА должен возглавлять американец [49][50][51][52].

В руководстве Московского Патриархата поддержали позицию епископа Илариона [53][54].

Председатель отдела внешних церковных связей

Выступление в Христианской богословской академии в Варшаве

Митрополит Иларион в Варшаве с архиепископом Иеремией

31 марта 2009 года определением Священного Синода был освобождён от управления Венско-Австрийской и Венгерской епархиями и назначен епископом Волоколамским, викарием Патриарха Московского и всея Руси, председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата и постоянным членом Священного Синода по должности. В связи с назначением также освобождён от должности главы Представительства Московского Патриархата при европейских международных организациях в Брюсселе [55][56].

С 31 марта 2009 года — ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры Московского Патриархата [57].

С 14 апреля 2009 года — настоятель московского храма в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (Преображения Господня) на Большой Ордынке [58].

20 апреля 2009 года «в связи с назначением на пост, предполагающий постоянное участие в работе Священного Синода, и за усердное служение Церкви Божией» возведён Патриархом Кириллом в сан архиепископа [59].

С 28 мая 2009 года — член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации [60].

27 июля 2009 года включён в состав Межсоборного присутствия Русской православной церкви и его президиума [61].

С 11 ноября 2009 года — член Российской части организационного комитета по проведению Года российской культуры и русского языка в Итальянской Республике и Года итальянской культуры и итальянского языка в Российской Федерации [62].

С 13 января 2010 года — член попечительского совета фонда «Русский мир» [63].

С 29 января 2010 года — председатель Комиссии Межсоборного присутствия Русской православной церкви по вопросам отношения к инославию и другим религиям и заместитель председателя Комиссии Межсоборного присутствия Русской православной церкви по вопросам противодействия церковным расколам и их преодоления [64].

1 февраля 2010 года «во внимание к усердному служению Церкви Божией и в связи с назначением председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата — постоянным членом Священного Синода» возведён Патриархом Кириллом в сан митрополита [65].

С 26 июля 2010 года — член Патриаршего совета по культуре [66].

С 22 марта 2011 года — член Высшего Церковного Совета [67].

5 октября 2011 года решением Священного Синода назначен председателем Синодальной библейско-богословской комиссии [68].

С 30 декабря 2011 года — член Российской части организационного комитета по проведению Года Российской Федерации в Федеративной Республике Германия и Года Федеративной Республики Германия в Российской Федерации [69].

Внешнеполитическая деятельность

Представляет Русскую православную церковь на различных международных и межхристианских форумах: является членом Исполнительного и Центрального комитетов Всемирного совета церквей, Президиума богословской комиссии ВСЦ «Вера и церковное устройство», Постоянной комиссии по диалогу между Православными Церквами и Римско-Католической Церковью, Постоянной комиссии по диалогу между Православными Церквами и Англиканской Церковью.

29 сентября 2006 года призвал к созданию православно-католического альянса для защиты традиционного христианства в Европе [70]. По словам епископа, сегодня становится все труднее говорить о христианстве как единой системе ценностей, разделяемой всеми христианами мира: пропасть между «традиционалистами» и «либералами» неуклонно расширяется.

В этой ситуации, по мнению епископа, необходимо консолидировать усилия тех Церквей, которые считают себя «Церквами Предания», то есть католиков и православных, включая т. н. «дохалкидонские» древние восточные Церкви. «Я не говорю сейчас о тех серьёзных догматических разногласиях, которые существуют между этими Церквами и которые должны обсуждаться в рамках двусторонних диалогов.

Я говорю о необходимости заключения между этими Церквами некоего стратегического альянса, пакта, союза для защиты традиционного христианства как такового — защиты от всех вызовов современности, будь то воинствующий либерализм или воинствующий атеизм», — подчеркнул епископ.

Участвовал в заседаниях Смешанной комиссии по православно-католическому диалогу в 2000 году в Балтиморе, в 2006 году в Белграде и в 2007 году в Равенне.

9 октября 2007 года покинул заседание Смешанной комиссии по православно-католическому диалогу в Равенне в знак протеста против решения Константинопольского Патриархата включить в состав православной делегации представителей Эстонской Апостольской Церкви [71], несмотря на то, что «Вселенский Патриархат с согласия всех православных членов предложил компромиссное решение, которое признавало бы несогласие Московского Патриархата со статусом автономной церкви Эстонии» [72].

Участник встречи заявил прессе, что католическая сторона, равно как и прочие православные участники были «несколько шокированы» ультиматумом епископа [73]. Священный Синод РПЦ на заседании 12 октября 2007 года одобрил действия делегации РПЦ в Равенне [74].

В результате итоговый документ «Экклезиологические и канонические последствия сакраментальной природы Церкви» был подписан в отсутствие делегации Московского Патриархата[75]. Документ, в частности, содержит такие положения, с которыми не согласен Московский Патриархат, как-то 39-й параграф документа, где говорится о «епископах поместных Церквей, находящихся в общении с Константинопольским престолом».

В интервью католическому агентству AsiaNews митрополит Иоанн (Зизиулас), представитель Константинопольского Патриархата и сопредседатель Смешанной комиссии, заявил, что позиция епископа Илариона в Равенне — «выражение авторитаризма, цель которого — продемонстрировать влияние Московской церкви» [76]; он также подчеркнул, что в итоге Московский Патриархат оказался «в изоляции, ибо ни одна другая православная Церковь не последовала его примеру» [77] [78].

В ответ епископ Иларион 22 октября 2007 года обвинил митрополита Иоанна в «срыве диалога» с Римско-Католической Церковью [79]. По мнению епископа, уход Московского патриархата из диалога был выгоден Константинополю: «Очевидно, что Константинополь заинтересован в расширении православного понимания первенства во Вселенской Церкви.

„Первенство чести“, закреплённое за Константинополем после 1054 года, таких его представителей, как митрополит Иоанн, больше не устраивает. А для того, чтобы превратить „первенство чести“ в реальную власть, положение о первенстве следует переформулировать по образцу папского примата в Римско-Католической Церкви.

Пока представители Московского Патриархата будут продолжать участвовать в диалоге, добиться этого невозможно. Без них это будет сделать гораздо легче» [80].

В интервью 15 ноября 2007 года подверг критике ряд положений равеннского документа по существу и заявил, что численность Русской Церкви «превышает численность членов всех остальных поместных Православных церквей вместе взятых» [81].

На вопрос: «При каких обстоятельствах Восточные церкви смогут признать папу Римского главой Вселенской церкви?» — ответил: «Ни при каких. Главой Вселенской Церкви является Иисус Христос, и у него, согласно православному пониманию, не может быть наместника на земле. В этом фундаментальное отличие православного учения о Церкви от католического» [82].

Учёные степени и звания

Доктор философии Оксфордского университета (1995 год)

Доктор богословия Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже (1999 год)

Почётный доктор Санкт-Петербургской духовной академии (2011 год) [83]

Почётный доктор Российского государственного социального университета [84]

Почётный доктор богословия богословского факультета Католического университета Каталонии (Испания, 2010 год)[85]

Почётный профессор Русской христианской гуманитарной академии [86]

Профессор богословского факультета Фрибургского университета (Швейцария, 2011 год) [87]

Почётный доктор богословия Богословского факультета университета Лугано (Швейцария, 2011 год) [88]

Почетный доктор Прешовского университета (Словакия, 2011 год) [89]

Член Союза композиторов России [90]

Награды

Орден Дружбы (20 июля 2011 года) — за большой вклад в развитие духовной культуры и укрепление дружбы между народами [91] [92]

Медаль Памяти 13 января (Литва, 4 марта 1992 года) [93],

Грамоты Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (1996 год и 1999 год),

Орден священномученика Исидора Юрьевского II степени (2010 год, Эстонская православная церковь Московского патриархата) [94]

Орден святого благоверного воеводы Стефана Великого II степени (2010 год, Православная церковь Молдовы) [95]

Орден святителя Иннокентия Московского II степени Православной Церкви в Америке (2009 год). [96]

Орден святого апостола и евангелиста Марка II степени Александрийской Православной Церкви (2010 год) [97],

Орден Православной Церкви Чешских земель и Словакии в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия с золотой звездой (2011 год) [98]

Орден святых Первоверховных апостолов Петра и Павла II степени (Антиохийская православная церковь, 2011 год) [99]

Медаль благоверного князя Константина Острожского Польской Православной Церкви (2003 год),

Макариевская премия (24 августа 2005 года) — за труд «Священная тайна Церкви. Введение в историю и проблематику имяславских споров».

Sigillum Magnum — золотая медаль Болонского университета (Италия, 2010 год) [100]

Орден бургомистра Йонаса Вилейшиса (Каунас, Литва, 2011 год) [101]

Орден Сербских Соколов (Общественная организация «Союз сербских Соколов», 2011 год)[102]

Богословско-литературная деятельность

В 1996 году опубликовал книгу «Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие», выдержавшую 5 изданий в России и переведенную на 8 языков.

В 1998 году опубликовал три монографии, посвященные жизни и учению Отцов Церкви: «Жизнь и учение св. Григория Богослова», «Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание», «Мир Исаака Сирина».

В 2001 году опубликовал исследование «Христос — Победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции».

В 2002 году вышла в свет двухтомная монография епископа Илариона «Священная тайна Церкви. Введение в историю и проблематику имяславских споров», посвященная афонским спорам об имени Божием.

В 2008 году вышел 1-й том труда епископа Илариона «Православие», посвященный истории, каноническому устройству и вероучению Православной Церкви[103]. В предисловии к книге за подписью Патриарха Алексия II говорилось: «Автор книги не понаслышке знаком с богатством богословского и литургического предания Православной Церкви.

Получив разностороннее образование, епископ Иларион стал автором многочисленных монографий и статей на богословские и церковно-исторические темы, переводов с древних языков, духовно-музыкальных произведений. Многолетнее служение Матери Церкви, богатый опыт творческой деятельности и широкий кругозор позволяют ему представить предание Православной Церкви во всем его многообразии».

Член редакционной коллегии журналов «Богословские труды» (Москва), «Церковь и время» (Москва), «Вестник русского христианского движения» (Париж — Москва), «Studia Monastica» (Барселона), «Studii teologice» (Бухарест), научно-исторической серии «Византийская библиотека» (Санкт-Петербург).

Автор более 600 публикаций, в том числе монографий по патристике, догматическому богословию и церковной истории, а также переводов творений Отцов Церкви с греческого и сирийского языков[104].

1 февраля 2005 года избран приват-доцентом богословского факультета Фрибургского университета (Швейцария) по кафедре догматического богословия.

Музыкально-композиторская деятельность

В 2006—2007 годах вернулся к активной композиторской деятельности, написав «Божественную Литургию» и «Всенощное бдение» для смешанного хора, «Страсти по Матфею» для солистов, хора и оркестра, а также «Рождественскую ораторию» для солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра.

Исполнения «Страстей по Матфею» и «Рождественской оратории» в Москве предварялись приветствием Патриарха Московского и всея Руси Алексия II[105][106]. Музыку епископа Илариона высоко оценили артисты, принимавшие участие в её исполнении: дирижеры Владимир Федосеев[107] и Алексей Пузаков[108], певец Евгений Нестеренко[109][110].

В течение 2007—2008 годов «Страсти по Матфею» были исполнены в Москве и Риме[111][112][113][114][115][116][117], а также в Мельбурне[118][119][120] и Торонто[121][122]. По окончании всех концертов публика аплодировала стоя. Концерты вызвали резонанс в СМИ.

Премьерное исполнение «Рождественской оратории» в Вашингтоне также завершилось стоячими овациями[123][124]. С не меньшим успехом произведение было исполнено в Нью-Йорке, Бостоне и Москве, вызвав многочисленные отклики в прессе[125][126][127][128][129][130][131][132][133][134][135][136][137][138][139]. В частности, поклонники творчества епископа Илариона отмечают:

Это действительно хорошая, возвышающая музыка. Я не являюсь музыкальным критиком, не умею и не берусь компетентно писать на собственно музыкальные темы. Мне важен миссионерский резонанс[140].

Когда слушаешь музыку епископа Илариона (Алфеева), то сразу ощущаешь её удивительную отрешенность от суеты мира сего. С полной ясностью понимаешь, что это не просто музыкальное произведение, полное страстей, борений, всевозможных концертных эффектов, нет, в первую очередь, это — молитва, выраженная в звуках, сакральное действо, погружение в высшие духовные субстанции. Поэтому творчество епископа Илариона невозможно отнести лишь к категории композиторской: скорее, это духовное делание, обращение к Господу, проповедь Слова Божьего, приобщение всех нас тайнам Божественного бытия.

— Антон Висков[141]

Меня восхищает и удивляет, что православный епископ выступил как композитор-новатор! Он первый, кто сумел использовать баховскую форму оратории и наполнить все 28 номеров православным каноническим духом! При этом владыка использовал современный русский язык. Это сделано смело, с новаторским подходом.

— Евгений Нестеренко[142]

Когда я приступил к работе над партитурой, то понял, что в ней много замечательных страниц, страниц, наполненных духовностью… Это музыка, которая проникает в душу любого человека

— Владимир Федосеев[143]

Епископ Иларион известен мне с той поры, когда он был ещё студентом Московской консерватории. Это профессиональный музыкант, который к нашему удивлению, ушел с 3 курса, посвятив себя Церкви… И сейчас, еще будучи молодым епископом (ему ещё 40 лет), он объединил свой церковный и композиторский опыт, создав некий новый жанр. Это не музыка для Литургии, но тем не менее она ведет человека к Богу через знание о Боге, к духовному через душевное… Это совершенно необыкновенное ощущение новой России. Это не просто новый жанр, а новое явление в культуре и духовности.

— Александр Соколов[144]

С одной стороны, мы безумно благодарны владыке Илариону за новое воплощение «Страстей», за возвышенность и чистоту звучания, за интонационную искренность, за доступность изложения. Автор очень канонично, по-моему, распределил евангельский материал между чтецом, хором, солистами и оркестром. Это все несомненные плюсы. Мы нуждаемся в такой современной, доступной, чистой, тональной музыке.

Музыке, которая восстанавливает утраченную связь с публикой. И все, кто был на концерте, помнят, как восторженно принималось это сочинение… Что же касается другой стороны, то для нас, композиторов-профессионалов (не в упрек владыке Илариону! а просто у нас профессиональное восприятие музыки, у нас уже испорченные уши), то для нас, конечно же, хотелось бы слышать некоторый больший отход от барочных моделей.

Демократизм языка автора, наверное, продиктован желанием наибольшей коммуникации с залом. Но хотелось бы ещё большей многомерности в воплощении этого вечного сюжета: чтобы были какие-то коллизии в языке и драматургии, какие-то смелые, нестандартные решения.

— Александр Кобляков[145]

В 2009 году в интервью Каналу Вести сказал, что с момента назначения на должность главы ОВЦС не написал ни одной ноты[146].

Критика

Ряд богословских построений будущего митрополита (тогда иеромонаха) Илариона подвергался критике со стороны других православных теологов, например:

учение об апокатастасисе критиковалось протоиереем Валентином Асмусом[147] и было подробно разобрано Юрием Максимовым[148]. Священник Даниил Сысоев на этом же основании причислял Илариона к «модернистам»[149];

учение об экуменизме. Католическое мнение о первенстве папы в трудах Илариона было замечено В. Асмусом, а Жан-Клод Ларше связывал взгляды митрополита с униатством[150][151]. Кроме того, священник Пётр Андриевский критиковал отношение богослова к Ассирийской церкви Востока.[152]

Музыкальные произведения митрополита (тогда епископа) Илариона также подвергались критике. В частности, Борис Филановский писал: «Говорить о епископских „Страстях“ как о музыкальном произведении можно, но неинтересно. Это поделка недоучки. Отчасти корявые стилизации под Баха или Моцарта — не потому, что они такие духовные, а просто что на слуху, под то и стилизуем.

Отчасти честное богослужебное пение — в концертном зале, однако звучащее как напыщенная паралитургическая вампука, лопающаяся от сознания собственной духовности… Алфеевские „Страсти“ не просто пустышка. Это ядовитая клерикальная подмена. И её пышный вброс в мир ясно показывает, как вздувается инфляционный пузырь госправославия»[153].

Книги

На русском языке

Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие. М.-Клин: Изд-во Братства Святителя Тихона, 1996. Издание второе — Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2000. Издание третье — Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2004. Издание четвёртое — Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2005. Издание пятое — Санкт-Петербург: Библиополис, 2007. Издание шестое — М.: Эксмо, 2008.

Отцы и учители Церкви III века. Антология. Т. 1-2. М.: Круглый стол по религиозному образованию и диаконии, 1996.

Жизнь и учение св. Григория Богослова. М.: Изд-во Крутицкого патриаршего подворья, 1998. Издание второе — СПб.: Алетейя, 2001. Издание третье — М.: Сретенский монастырь, 2007.

Духовный мир преподобного Исаака Сирина. М.: Изд-во Крутицкого патриаршего подворья, 1998. Издание второе — СПб.: Алетейя, 2001. Издание третье — СПб.: Алетейя, 2005.

Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание. М.: Изд-во Крутицкого патриаршего подворья, 1998. Издание второе — СПб.: Алетейя, 2001. Издание третье — СПб.: Издательство Олега Абышко, 2008.

Преподобный Исаак Сирин. О божественных тайнах и о духовной жизни. Новооткрытые тексты. Перевод с сирийского. М.: Изд-во «Зачатьевский монастырь», 1998. Издание второе — СПб.: Алетейя, 2003. Издание третье — СПб.: Издательство Олега Абышко, 2006.

Преподобный Симеон Новый Богослов. Главы богословские, умозрительные и практические. Перевод с греческого. М.: Изд-во «Зачатьевский монастырь», 1998.

Восточные Отцы и учители Церкви IV века. Антология. Т. 1-3. М.: Круглый стол по религиозному образованию и диаконии, 1998—1999.

Ночь прошла, а день приблизился. Проповеди и беседы. М.: Изд-во Крутицкого патриаршего подворья, 1999.

Православное богословие на рубеже эпох. Статьи, доклады. М.: Изд-во Крутицкого патриаршего подворья, 1999. Издание второе, дополненное — Киев: Дух і літера, 2002.

Преподобный Симеон Новый Богослов. «Прииди, Свет истинный». Избранные гимны в стихотворном переводе с греческого. СПб.: Алетейя, 2000. Издание второе — СПб.: Издательство Олега Абышко, 2008.

Восточные Отцы и учители Церкви V века. Антология. М.: Круглый стол по религиозному образованию и диаконии, 2000.

Христос — Победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции. СПб.: Алетейя, 2001. Издание второе — СПб.: Алетейя, 2005.

О молитве. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2001. Издание второе — Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2004.

Вы — свет мира. Беседы о христианской жизни. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2001. Издание второе — Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2004. Издание третье — М.: Эксмо, 2008.

Человеческий лик Бога. Проповеди. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2001.

Преподобный Симеон Новый Богослов. Преподобный Никита Стифат. Аскетические произведения в новых переводах. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2001. Издание 2-е — СПб.: Издательство Олега Абышко, 2006.

Священная тайна Церкви. Введение в историю и проблематику имяславских споров. В двух томах. СПб.: Алетейя, 2002. Издание второе — СПб.: Издательство Олега Абышко, 2007.

Во что верят православные христиане. Катехизические беседы. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2004. Издание второе — М.: Эксмо, 2009.

Православное свидетельство в современном мире. СПб: Издательство Олега Абышко, 2006.

Православие. Том I: История, каноническое устройство и вероучение Православной Церкви. С предисловием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. М: Сретенский монастырь, 2008.

Православие. Том II: Храм и икона, Таинства и обряды, богослужение и церковная музыка. М: Сретенский монастырь, 2009.

Патриарх Кирилл: Жизнь и миросозерцание. М: Эксмо, 2009.

Беседы с митрополитом Иларионом. М: Эксмо, 2010.

Как обрести веру. М: Эксмо, 2011.

Как прийти в Церковь. М: Эксмо, 2011.

Главное таинство Церкви. М: Эксмо, 2011.

Церковь открыта для каждого. Выступления и интервью. Минск: Белорусская Православная Церковь, 2011.

На английском языке

St Symeon the New Theologian and Orthodox Tradition. Oxford: Oxford University Press, 2000.

The Spiritual World of Isaac the Syrian. Cistercian Studies No 175. Kalamazoo, Michigan: Cistercian Publications, 2000.

The Mystery of Faith. Introduction to the Teaching and Spirituality of the Orthodox Church. London: Darton, Longman and Todd, 2002.

Orthodox Witness Today. Geneva: WCC Publications, 2006.

Christ the Conqueror of Hell. The Descent into Hell in Orthodox Tradition. New York: SVS Press, 2009.

Orthodox Christianity. Volume One: The History and Canonical Structure of the Orthodox Church. New York: SVS Press, 2011.

На французском языке

Le myst?re de la foi. Introduction ? la th?ologie dogmatique orthodoxe. Paris: Cerf, 2001.

L’univers spirituel d’Isaac le Syrien. Bellefontaine, 2001.

Sym?on le Studite. Discours asc?tique. Introduction, texte critique et notes par H. Alfeyev. Sources Chr?tiennes 460. Paris: Cerf, 2001.

Le chantre de la lumi?re. Initiation ? la spiritualit? de saint Gr?goire de Nazianze. Paris: Cerf, 2006.

Le Nom grand et glorieux. La v?n?ration du Nom de Dieu et la pri?re de J?sus dans la tradition orthodoxe. Paris: Cerf, 2007.

Le myst?re sacr? de l’Eglise. Introduction ? l’histoire et ? la probl?matique des d?bats athonites sur la v?n?ration du Nom de Dieu. Fribourg: Academic Press, 2007.

L’Orthodoxie I. L’histoire et structures canoniques de l’Eglise orthodoxe. Paris: Cerf, 2009.

На итальянском языке

La gloria del Nome. L’opera dello schimonaco Ilarion e la controversia athonita sul Nome di Dio all’inizio dell XX secolo. Edizioni Qiqajon. Bose, Magnano, 2002.

La forza dell’amore. L’universo spirituale di sant’Isacco il Syro. Bose: Qiqajon, 2003.

Cristo Vincitore degli inferi. Bose: Qiqajon, 2003.

На немецком языке

Geheimnis des Glaubens. Einf?hrung in die orthodoxe dogmatische Theologie. Aus dem Russischen ?bersetzt von Hermann-Josef R?hrig. Herausgegeben von Barbara Hallensleben und Guido Vergauwen. Universit?tsverlag Freiburg Schweiz, 2003. 2. Ausgabe — Fribourg: Academic Press, 2005.

На греческом языке

????? ????? ? ?????. ? ??????????? ??? ??????. ?????????? ??????????, ??. 17. ???????? ???????. ?????, 2005.

?? ???????? ??? ??????. ???????? ?? ???. ?????, 2011.

На сербском языке

Тајна вере: увод у православно догматско богословље. Превод са руског Ђорђе Лазаревић; редактор превода Ксенија Кончаревић. Краљево: Епархијски управни одбор Епархије жичке, 2005.

Ви сте светлост свету. Беседе о хришћанском животу. Са рускоі превео Никола Стојановић. Редактура превода проф. др Ксенија Кончаревић. Краљево, 2009.

Живот и учење светог Григорија Богослова. Превод Никола Стојановић. Редактура превода др Ксенија Кончаревић, проф. Краљево, 2009.

Христос Победитељ ада. Тема силаска у ад у источно-хришћанском предању. Са руског превела: Мариjа Дабетић. Крагуjевац, 2010.

На финском языке

Uskon mysteeri. Johdatus ortodoksiseen dogmaattiseen teologiaan. Ortodoksisen kirjallisuuden julkaisuneuvosto. Jyv?skyl?, 2002.

На венгерском языке

A hit titka. Bevezet?s az Ortodox Egyh?z teol?gi?j?ba ?s lelkis?g?be. Magyar Ortodox Egyh?zmegye, 2005.

На польском языке

Mysterium wiary. Wprowadzenie do prawos?awnej teologii dogmatycznej. Warszawska Metropolia Prawos?awna, 2009.

На румынском языке

Hristos, biruitorul iadului. Coborarea la iad din perspectiva teologica. Bucure?ti: Editura Sophia, 2008.

Sfantul Simeon Noul Teolog si traditia ortodoxa. Bucure?ti: Editura Sophia, 2009.

На японском языке

?????????????????????????????????????????????? 2004?

На украинском языке

Таїнство віри: Вступ до православного богослов’я. Київ, 2009.

На македонском языке

Тајната на верата. Вовед во православното догматско богословие. Скопје, 2009.

На чешском языке

Izak Syrsky a jeho duchovni odkaz, prel. J. Broz a M. Routil. Praha, Cerveny Kostelec: Nakladatelstvi Pavel Mervart, 2010.

На шведском языке

Trons mysterium. En introduktion till den ortodoxa kyrkans trosl?ra och andlighet. Stockholm: Artos & Norma Bokf?rlag, 2010.

Музыкальные произведения

«Песни о смерти». Сюита для голоса с оркестром на слова Федерико Гарсиа Лорки (соч. 1984, оркестровка 2011).

«Божественная Литургия» для смешанного хора (2006). Первое исполнение: Храм святителя Николая в Толмачах, 6 июля 2006 года, Хор Государственной Третьяковской Галереи под управлением Алексея Пузакова. Первое концертное исполнение: Большой Зал Московской Консерватории, 7 декабря 2006 года, исполнители те же.

«Всенощное бдение» для солистов и смешанного хора (2006). Первое исполнение: Большой Зал Московской Консерватории, 7 декабря 2006 года, Хор Государственной Третьяковской Галереи под управлением Алексея Пузакова.

«Страсти по Матфею» для солистов, хора и оркестра (2006). Первое исполнение: Большой Зал Московской Консерватории, 27 марта 2007 года. Исполнители: Хор Государственной Третьяковской Галереи и Большой Симфонический Оркестр имени Чайковского. Дирижёр Владимир Федосеев.

Повторно исполнено 29 марта 2007 года в Риме, в концертном зале Auditorium Conciliazione, тем же составом. 29 сентября 2007 года прозвучало в Мельбурне (Австралия) в исполнении Мельбурнского королевского филармонического оркестра, Хора Петропавловского собора и хора певческой школы «Schola cantorum» под управлением Эндрю Уэйлса.

«Рождественская оратория» для солистов, хора мальчиков, смешанного хора и большого симфонического оркестра (2007). Первое исполнение: Национальная кафедральная базилика, Вашингтон (США), 17 декабря 2007 года.

Исполнители: Хор Государственной Третьяковской Галереи, Хор Музыкального колледжа при Московской консерватории, Московская хоровая капелла мальчиков, Вашингтонский хор мальчиков, Центральный симфонический оркестр Министерства обороны. Дирижёр Валерий Халилов. Тем же составом исполнено в Нью-Йорке 18 декабря и Гарварде 20 декабря. 7 января 2008 года исполнено в Большом Зале Московской Консерватории.

Исполнители: Хор Государственной Третьяковской Галереи, Хор Музыкального колледжа при Московской консерватории, Московская хоровая капелла мальчиков, Большой Симфонический Оркестр имени Чайковского. Дирижёр Алексей Пузаков. Солисты: Евгений Нестеренко, Хибла Герзмава, протодиакон Виктор Шиловский.

Симфония для хора и оркестра «Песнь восхождения» на слова псалмов (2008). Первое исполнение: Колонный Зал Дома Союзов (Москва), 12 ноября 2009 года. Исполнители: Хор Государственной Третьяковской Галереи, Большой Симфонический Оркестр им. Чайковского. Дирижёр Алексей Пузаков.

«Stabat Mater» для солистов, хора и оркестра (2011).

Фильмы

Человек перед Богом. Цикл из 10 фильмов (впервые показан на ТК «Культура» весной 2011 года). Фильм 1: Введение во храм. Фильм 2: Икона. Фильм 3: Таинство Крещения. Фильм 4: Таинство Евхаристии. Фильм 5: Таинство Брака. Фильм 6: Исповедь, молитва и пост. Фильм 7: Богородица и святые. Фильм 8: Таинство Елеосвящения (соборование) и чин отпевания. Фильм 9: Богослужение. Фильм 10: Праздники.

Путь пастыря. К 65-летию Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (впервые показан на ТК Россия-1 20 ноября 2011 года).

————————

Примечания

Список учащихся Гнесинской школы. Выпускники 1984 г.

«Положение о епархиальных викариатствах Русской Православной Церкви». // Патриархия.Ru

Архиепископ Волоколамский Иларион: «Я отдал себя в послушание Богу и Церкви» На официальном сайте МП, 28 августа 2009.

Епископ и Богослов — Журнал «Ступени», 2005 год, Ступени № 2 (18)

Еп. Григорий (Лурье) Богословское — блог еп. Григория, 2010-11-14

Епископ Василий: традиции Сурожа под угрозой

Announcement by Metropolitan Anthony at the London Parish AGM, May,19 2002

Response by Hilarion, Bishop of Kerch, Assistant Bishop of the Sourozh Diocese (London)

Открытое письмо митрополита Сурожского Антония епископу Подольскому Илариону

«Мы создавали общину трудом и верой. Впервые за полвека в епархии РПЦ в Великобритании возникло взаимное отчуждение». НГ-Религии 21.08.2002

Сурожская епархия РПЦ МП добивается удаления от себя еп. Илариона (Алфеева)

Борис Фаликов. «Победные реляции в СМИ о воссоединение двух церквей — это хорошая мина при не очень хорошей игре»: Газета.ru 22 мая 2006

«Service Orthodoxe de Presse»: Попытка захвата епархии Московского патриархата в Великобритании

Комментарий дня: «Сурожские слезы»

«Сто тридцать дней в Сурожской епархии стали суровым испытанием для молодого архиерея»: НГ-Религии 21 августа 2002

Интервью епископа Василия религиозной программе Русской службы BBC «Вера и век» с комментариями прихожан Успенского собора в Лондоне

Журналы заседаний Священного Синода от 17 июля 2002 года

Europaica Bulletin

Православие в Европе

Симметричный ответ Западу

Представитель Московского Патриархата епископ Венский и Австрийский Иларион принял участие во встрече руководства Европейского союза с религиозными лидерами Европы

Епископ Иларион. Христианство перед вызовом воинствующего либерализма

Епископ Иларион. Благословение или проклятие. Традиционные и либеральные ценности в споре между христианством и секулярным гуманизмом

В Русской церкви призвали христиан Запада к активному противостоянию «тотальному диктату» идей либерального гуманизма

Бельгийская королева посетила православный храм в Брюсселе

Министр иностранных дел России И. С. Иванов посетил представительство РПЦ при европейских международных организациях в Брюсселе

Предстоятель Финляндской православной церкви посетил представительство РПЦ при европейских международных организациях

Глава Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии архиепископ Юкка Паарма посетил представительство РПЦ при европейских международных организациях

Архиепископ Пражский и Чешских Земель Христофор посетил представительство РПЦ при европейских международных организациях

Президент России посетил Свято-Николаевский собор в Вене

Кардинал Кристоф Шёнборн присутствовал на рождественской литургии в венском Свято-Николаевском соборе

Местоблюститель Патриаршего престола Православной Церкви Чешских Земель и Словакии архиепископ Христофор посетил венский Свято-Николаевский собор

Глава парламента Австрии посетил православный Свято-Николаевский собор в Вене

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл освятил храм св. Лазаря в Вене

Свято-Успенский собор в Будапеште остаётся в юрисдикции Московского Патриархата

Премьер-министр России посетил православный собор в Будапеште

Председатель Правительства России М. Фрадков посетил будапештский Свято-Успенский собор

Президент Путин посетил Свято-Успенский кафедральный собор в Будапеште

Венгерские власти восстановят православный собор в Будапеште

Андрей Мельников. «Верность традиции помогает сохранить идентичность». Интервью епископа Илариона // НГ Религии 19.12.2007.

Епископа Диомида используют силы, пытающиеся создать альтернативу Русской церкви, считают в Московском Патриархате NEWSru.com

Епископ Венский Иларион: «Диомидовщина — спланированная акция, чтобы расколоть Православную церковь!» Комсомольская правда 14 июля 2008 г.

1 2 Священнослужители Православной Церкви в Америке предлагают избрать епископа Венского Илариона (Алфеева) главой этой Церкви bogoslov.ru 30 октября 2008 г.

В Православной Церкви в Америке идёт агитация за избрание её главой епископа Илариона (Алфеева) Интерфакс 30 октября 2008 г.

Епископа Илариона Алфеева хотят видеть главой Православной Церкви в Америке

В США продолжается агитация за избрание епископа Илариона предстоятелем Православной Церкви в Америке

Why Bishop Hilarion? by Fr Thomas Hopko

Bishop Hilarion (Alfeyev) in England

РПЦ: Главой Православной Церкви в Америке должен стать американец

Bishop Hilarion of Vienna issues open letter concerning the question of his candidacy as OCA Metropolitan (англ.) На официальном сайте ПЦА 6 ноября 2008 г.

Епископ Иларион просит не выдвигать его кандидатуру на пост предстоятеля Православной Церкви в Америке NEWSru 7 ноября 2008 г.

Америка выдвинула русского кандидата

В Америке пройдут еще одни выборы

Американцы ищут митрополита

Священный Синод Русской православной церкви принял кадровые решения

Председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата назначен епископ Венский и Австрийский Иларион Официальный портал МП 31 марта 2009.

Журнал заседания Священного Синода Русской православной церкви от 31 марта 2009 года № 20

Викарии Святейшего Патриарха Кирилла назначены настоятелями храмов Москвы На официальном сайте МП, 14 апреля 2009.

Святейший Патриарх Кирилл возвёл председателя Отдела внешних церковных связей епископа Волоколамского Илариона в сан архиепископа официальный портал МП 20 апреля 2009.

Распоряжение Президента Российской Федерации от 28 мая 2009 года № 332-рп

Состав Межсоборного присутствия Русской православной церкви

Распоряжение Президента Российской Федерации от 11 ноября 2009 года № 748-рп «О проведении Года российской культуры и русского языка в Итальянской Республике и Года итальянской культуры и итальянского языка в Российской Федерации»

Указ Президента Российской Федерации от 13 января 2010 года № 64 «Об утверждении состава попечительского совета фонда „Русский мир“»

Утверждён состав комиссий Межсоборного присутствия Русской православной церкви

Председатель Отдела внешних церковных связей возведён в сан митрополита официальный сайт ОВЦС 1 февраля 2010 года

Состав Патриаршего совета по культуре

Журналы заседания Священного Синода от 22 марта 2011 года // Журнал № 10

Завершился первый день работы зимней сессии Священного Синода Русской Православной Церкви

Распоряжение Президента Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 825-рп «О проведении Года Российской Федерации в Федеративной Республике Германия и Года Федеративной Республики Германия в Российской Федерации»

Епископ Венский и Австрийский Иларион призывает создать православно-католический альянс для защиты традиционного христианства

Делегация Московского Патриархата покинула заседание Смешанной комиссии по православно-католическому диалогу Официальный сайт МП

Члены православно-католической комиссии в Равенне подписали итоговый документ в отсутствие делегации РПЦ NEWSru.com 16 октября 2007 г.

Pope Calls for Prayers After Orthodox Walk-Out Catholic News Service 11 октября 2007 г.

Журналы заседания Священного Синода от 12 октября 2007 года (журнал № 101)

Документ по итогам православно-католического заседания в Равенне подписан в отсутствие делегации Московского Патриархата Официальный сайт МП 17 октября 2007 г.

Представитель РПЦ обвиняет Константинопольский Патриархат в срыве православно-католического диалога NEWSru.com 22 октября 2007 г.

Progress in dialogue with Catholics, says Ecumenical Patriarchate new.asianews.it 19 октября 2007 г.

Ecumenical progress, Russian isolation, after Catholic-Orthodox talks CWNews.com 19 октября 2007 г.

Митрополит Пергамский Иоанн ответственен за срыв православно-католического диалога Интерфакс.ru 22 октября 2007 года

Епископ Иларион (Алфеев). «Эхо равеннского скандала». НГ Религии 24 октября 2007 г.

«Равеннский инцидент» был подстроен, чтобы поставить Московский патриархат перед фактом новой модели церковного устройства Интерфакс.ru 15 ноября 2007 года

Здесь богословы вступают на очень шаткую почву КоммерсантЪ 22 ноября 2007 года

Митрополит Волоколамский Иларион стал почетным доктором Санкт-Петербургской духовной академии

Митрополиту Илариону присуждена степень почетного доктора Российского государственного социального университета

Богословский факультет университета Каталонии присудил почётную докторскую степень митрополиту Волоколамскому Илариону

Митрополиту Волоколамскому Илариону присвоено звание почётного профессора Русской христианской гуманитарной академии / Новости / Патриархия.ru

Митрополит Волоколамский Иларион избран профессором Фрибурского университета (Швейцария)

Митрополит Иларион стал почётным доктором Университета Лугано (Швейцария)

Митрополит Волоколамский Иларион стал почетным доктором Прешовского университета

Церковный композитор

Указ Президента Российской Федерации от 20 июля 2011 года № 975 «О награждении орденом Дружбы»

Состоялся торжественный акт по случаю 65-летия Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата

Информация на официальном сайте Президента Литвы (лит.)

Завершилась поездка председателя ОВЦС в Эстонию

Председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Иларион совершает визит в Республику Молдова

Завершился визит Предстоятеля Православной Церкви в Америке в Русскую Православную Церковь

Святейший Патриарх Кирилл удостоен высокой награды Александрийской Православной Церкви

В Праге состоялась презентация чешского перевода книги митрополита Илариона «Духовный мир Исаака Сирина»

Предстоятели Антиохийской и Русской Православных Церквей совершили Божественную литургию в кафедральном Успенском соборе Дамаска

Митрополиту Волоколамскому Илариону вручена золотая медаль Болонского университета

Митрополит Иларион принял участие в межконфессиональной конференции «Христиане перед вызовом, брошенным институту семьи»

В ОВЦС состоялась встреча с руководителем общественной организации «Союз сербских Соколов» Е. Евджевичем

Вышел в свет первый том книги епископа Венского Илариона «Православие»

Епископ Иларион (Алфеев). Библиография трудов

«Слово Патриарха Московского и всея Руси Алексия на концерте Страсти по Матфею»

Патриаршее приветствие гостям «Рождественской оратории» епископа Венского Илариона

Владимир Федосеев. Я русский человек и верую в Бога

Радонеж. Страсти по Матфею епископа Илариона (Алфеева). Отзывы

«Ночной полет» (т/к «Культура»): Интервью с Евгением Нестеренко по поводу премьеры «Рождественской оратории» в Москве

Легендарный русский бас Евгений Нестеренко отметил 70-летний юбилей рождественским концертом в Москве

Валерий Коновалов. Про культуру и культ

Варфоломей Погодин. Страсти по Матфею

Петр Поспелов. Примитив из Оксфорда

Олег Зиборов. Живая классика

Вечные страсти. От Баха до Алфеева

Алла Благовещенская. Страсти о законе и благодати

Священник Габриэль Бунге. Музыка как средство евангелизации

Русский сентябрь в Австралии

РИА-Новости. В Австралии с успехом прошла премьера сочинения епископа Илариона

ИТАР-ТАСС. В Австралии с триумфом прошла премьера композиции «Страсти по Матфею»

В Канаде прошла премьера английской версии «Страстей по Матфею»

В Канаде состоялась премьера английской версии «Страстей по Матфею» епископа Венского Илариона

«Рождественской оратории» епископа Илариона вашингтонская публика аплодировала стоя

Вашингтонская публика стоя аплодировала «Рождественской оратории» епископа Илариона

Радио «Свобода»: В Вашингтоне и Москве состоятся мировая и российская премьеры «Рождественской оратории»

Исполнением музыкального произведения, посвященного Рождеству Христову, завершились в США гастроли симфонического оркестра Министерства обороны

НТВ: «Рождественская оратория» для жителей столицы

В Московской консерватории прошла российская премьера «Рождественской оратории» епископа Илариона (Алфеева)

Телеканал Культура: Мировая премьера «Рождественской оратории»

Телеканал Культура: «Рождественская оратория». Премьера в Москве

Премьера Рождественской оратории прошла в Москве с успехом

МГТРК «Мир»: Заветы Христовы с концертной эстрады

РГТРК «Голос России»: Рождественская оратория епископа Илариона

Телевидение Центрального Административного Округа г. Москвы: Новое произведение епископа Венского и Австрийского Илариона «Рождественская оратория» прозвучало в Большом зале Московской консерватории

Российское музыкальное общество: В Москве состоялась премьера «Рождественской оратории»

Интернет-портал «Православие и мир»: «Рождественская оратория» владыки Илариона

Победа.ру: Военный симфонический оркестр МО РФ стал первым исполнителем «Рождественской оратории» в США

Портал-Кредо.ру: Рождественская вечеря композитора-архиерея

Алла Благовещенская. Музыкальная проповедь. Мир услышал «Рождественскую ораторию»

Кирилл Фролов. Триумф епископа Илариона

Антон Висков. Во спасение нас поющих // Openspace, 13.02.2009.

Алла Благовещенская. Музыкальная проповедь // Openspace, 13.02.2009

Владимир Федосеев: «Я русский человек и верую в Бога» // Openspace, 13.02.2009

Александр Соколов: «Мы столкнулись с искусством, которое еще предстоит понять и оценить» // Openspace, 13.02.2009.

Страсти по Матфею еп. Илариона // Openspace, 13.02.2009.

Программа «Церковь и мир» с архиепископом Иларионом от 03 октября 2009 года

Асмус В. О книге иеромонаха Илариона (Алфеева) «Таинство веры»

Максимов Ю. Вопрос о вечности адских мук в работах православных богословов XX века

Сысоев Д. Пятый Вселенский собор и новый оригенизм

J.-C. Larchet. Recension: ?v?que Hilarion Alfeyev, «L’Orthodoxie», tome 1, «Histoire et structures canoniques de l’?glise orthodoxe»

J.-C. Larchet. Recension: L’eccl?siologie eucharistique

Андриевский П. Экуменический богослов отец Илларион Алфеев

Борис Филановский. Пир духа must go on // Openspace, 13.02.2009.


ДЛЯ КОММЕНТИРОВАНИЯ, ВЫ ДОЛЖНЫ [ВОЙТИ]