Антоний Печерский (житие преподобного)

Игумен Феодосии решил оградить монастырь мысленным ограждением, то есть уставом, определяющим жизнь монахов не в затворе, а в монастыре, и стал он искать подходящийй устав.

И помогла ему молитва и благословение преподобного Антония как раз в то время появился инок Михаил из Студитского монастыря, пришедший из Греции с митрополитом Георгием. У него был устав Студитского монастыря.

И списал его преподобный Феодосии, и ввел в своей обители. Этот устав устанавливал весь порядок церковной жизни: как совершать богослужебное чтение и пение и поклоны, как стоять в церкви, как вести себя за трапезой, что вкушать и в какие дни.

От Печерского монастыря студитский устав передел в другие монастыри, и поэтому Печерский монастырь пользуется особым почитанием и обладает честью первенства, а преподобные Антоний и Феодосии Печерские считаются основоположниками монашества на Руси.

Во дни игуменства Феодосия, направляющего монастырь по новому уставу, с помощью молитв святого Антония, пришел в Пе-черскую обитель семнадцатилетний юноша, которого с любовью принял преподобный Феодосии и благословил преподобный Антоний,—это был Нестор, составивший впоследствии житие Феодосия, наш славный летописец.

В летописи, ради назидания верующим, рассказал преподобный Нестор о подвигах основателя Печерского преподобного Антония.

Расскажем теперь о чудесах преподобного Антония и о его честной кончине. Преподобный Антоний, живший в уединенной пещере, прошел по всей русской земле, прославившись различными чудесами и особенно даром исцеления и пророчества.

Обладая даром чудотворных исцелений, преподобный Антоний из смирения прикрывал его, давая болящим для вкушения зелень, которой он сам питался, вкушая эту зелень, недужные становились здоровыми, а исцеляла их молитва преподобного Антония.

О даре провидения, которым обладал преподобный Антоний, есть много свидетельств, расскажем же об этом.

Три князя Ярославича — Изяслав, Святослав и Всеволод, отправляясь в поход на половцев, пришли к Антонию за благословением.

Но он предвидел гнев Божий, который падет на них, и сказал им: «Вы будете побеждены, обратитесь в бегство, и воины ваши или утонут в реке, или будут взяты в плен, или падут от меча». Так и было в битве на реке Альте в 1066 году.

Предсказал Антоний и Шимону, сыну варяжского князя Африкана, его судьбу: что Ши-мон не погибнет в битве при Альте, хотя и будет лежать среди трупов, и что впоследствии он первый будет погребен в каменной печерской церкви, которая чудесным образом воздвигнется в Печерском монастыре.

Узнав о предсказании преподобного Антония, Ши-мон принес ему золотой пояс и венец, снятые им с иконы Христа Спасителя у себя на родине, в Варяжской земле.

Шимон рассказал, что был ему голос Божий, повелевший, чтобы этим поясом было измерено основание церкви — и образ этой церкви видел Шимон на воздухе — в которой Шимон будет похоронен,— а венец должен быть помещен над жертвенником.

Вот как дивно подтвердилось предсказание преподобного Антония.

Однако недремлющий диавол, ненавидящий Антония за его добрые дела, не переставал строить козни на преподобного, руками князя Изяслава причиняя ему немалые напасти.

Так, во время смуты в Киеве, возникшей после поражения русских князей в битве с половцами, когда киевляне объявили своим князем полоцкого князя Всеслава, бывшего в Киеве в плену, Изяслав вынужден был бежать в Польшу и потом отвоевывать Киев у Всеслава с помощью польского короля.

страницы: 1 2 3 4 5

ДЛЯ КОММЕНТИРОВАНИЯ, ВЫ ДОЛЖНЫ [ВОЙТИ]