Borman Frank Frederick (Борман Фрэнк Фредерик)

Borman Frank Frederick (Борман Фрэнк Фредерик)(р. 1928) – американский астронавт, полковник ВВС (в отставке с июля 1970). Борман родился 14 марта 1928 года в городе Гэри (Gary), штат Индиана, а вырос в городе Тусон (Tucson), штат Аризона. В 1946 году окончил среднюю школу (Tucson High School) в Тусоне. В 1950 году окончил Военную академию США (U.S. Military Academy) в Вест-Пойнте (West Point).

На службу в ВВС США поступил в июне 1950 года. После прохождения летной подготовки на базе ВВС Уилльямс (Williams AFB) в Аризоне в августе 1951 года стал военным летчиком.

С 1951 по 1953 год служил летчиком-истребителем в 44-й истребительно-бомбардировочной эскадрилье (44th Fighter Bomber Squadron) на авиабазе Дарк (Dark Air Base) на Филиппинах. С ноября 1953 по июнь 1956 год служил строевым летчиком в различных частях на базах ВВС Муди (Moody AFB) в Джорджии и Лак (Luke AFB) в Аризоне.

В 1957 году в Калифорнийском технологическом институте (California Institute of Technology) и получил степень магистра наук по авиационной технике. В 1957 году, оставаясь на военной службе, стал доцентом термодинамики и механики жидкости в Военной академии США.

В 1960 году окончил Школу ВВС США по подготовке пилотов для экспериментальных летных испытаний (Air Force Experimental Flight Test Pilot School, Class 60-C) на базе Эдвардс (Edwards AFB) в Калифорнии. В декабре 1961 года окончил Аэрокосмическую школу пилотов-исследователей ВВС (Aerospace Research Pilot School, Class 1, 1961) на базе Эдвардс (Edwards AFB) в Калифорнии.

После её окончания до зачисления в отряд астронавтов служил пилотом-инструктором Школы. Был также офицером по вопросам реализации проекта модификации силовой установки F-104. Во время одного из полетов на сверхзвуковой скорости двигатель его F-104 заглох, однако после снижения скорости Борману удалось запустить двигатель и благополучно посадить самолет.

В сентябре 1962 года был зачислен в отряд астронавтов НАСА во время второго набора. Прошел полный курс подготовки. Специализировался на ракетах-носителях, и стал экспертом по вопросам системы аварийного спасения (САС). Работал вместе с Вернером фон Брауном (Werner Von Braun) над созданием аварийной системы обнаружения неисправностей на РН.

В 1963 году вместе с Аланом Шепардом начал готовиться к первому пилотируемому полету на новом двухместном корабле «Gemini» в качестве пилота, но после того как в конце 1963 года Шепард был отстранен от подготовки к полету в связи с воспалением среднего уха, Борман был переведен пилотом в дублирующий экипаж Gemini 4.

Первый полет с 4 по 18 декабря 1965 года совершил в качестве командира корабля «Gemini 7». Во время полета было проведено сближение на расстояние 30 см с выведеным позже кораблем «Gemini 6».

После 5-и часового совместного полета корабли вновь разошлись. Сам же полет являлся рекордным по продолжительности. Продолжительность полета составила 13 суток 18 часов 35 минут 1 секунда.

В сентябре 1966 года был назначен в дублирующий экипаж второго полета по программе Apollo, а в декабре 1966 года был назначен командиром экипажа третьего пилотируемого полета, который должен был стать первым с использованием РН Saturn 5. Однако после пожара в кабине корабля «Apollo 1» (SA-204) в январе 1967 года полеты были отменены. В ноябре 1967 года был назначен командиром экипажа корабля «Apollo 9».

Второй полет с 21 по 27 декабря 1968 года совершил в качестве командира корабля «Apollo 8». 24 декабря корабль перешел на селеноцентрическую орбиту, на которой оставася 20 часов 07 минут, сделав 10 витков. Таким образом впервые в истории пилотируемый корабль вышел на орбиту Луны. Продолжительность полета составила 6 суток 3 часа 00 минут 42 секунды. Ушел из НАСА в июле 1970 года.

В начале 1969 года стал консультантом в авиакомпании Eastern Airlines. В декабре 1970 года был назначен вице-президентом оперативной группы авиакомпании. В июле 1974 года был назначен исполнительным вице-президентом — Генеральным менеджером производства и избран в совет директоров.

В мае 1975 года был избран президентом и главным операционным директором, а в декабре 1975 года — главным исполнительным директором. В декабре 1976 года он стал еще и председателем совета директоров.

Работал в авиакомпании до июня 1986 года. В 1986 году стал вице-председателем и директором Texas Air Corp. в Хьюстоне (Houston). В 1988 году был назначен консультантом по маркетингу компании Aerospatiale General Aviation в Техасе и главным исполнительным директором корпорации Patlex Corp. в Калифорнии.

Награжден Крестом ВВС «За выдающиеся летные заслуги, и Космической медалью почёта конгресса. Награжден также медалью НАСА «За выдающиеся заслуги», медалью НАСА «За исключительные заслуги». Удостоен премии Посла исследований NASA (NASA Ambassador of Exploration Award) (2006).


ДЛЯ КОММЕНТИРОВАНИЯ, ВЫ ДОЛЖНЫ [ВОЙТИ]