Максимова Екатерина Сергеевна

Максимова Екатерина Сергеевна(р. 1939)

Судьба щедро одарила наследственными генами Екатерину Максимову, чья прабабушка была двоюродной сестрой Сергея Рахманинова и родной сестрой композитора Александра Зилоти. Ее дедушка Густав Шпет – известный философ, переводчик Гегеля, Диккенса и Байрона.

В детстве маленькая Катя мечтала стать летчиком или кондуктором. Но в девять лет девочка попала в театр и поняла: будет только балериной!

Эта яркая танцовщица, народная артистка СССР, лауреат Государственной и международных премий, окончила Московское хореографическое училище в 1958 году.

«Обаяние маленькой девочки покоряло всех педагогов, но тревожил характер, – писала о годах ее учения в своих мемуарах педагог Серафима Холфина. – Ее обидчивость, строптивость часто проявлялись.

С годами она сумела преодолеть в себе этот недостаток, хотя строптивость и упрямство сказывались иногда даже в старших классах, особенно на репетициях».

Своим учителям маленькая Катя действительно доставляла массу неприятностей непослушанием и дерзостью. Да и маме переживаний хватало: дочка приходила со школы то со сломанной рукой, то с отмороженной щекой…

Однажды капризную Катю поставили в пару с Володей Васильевым – она танцевала, отвернувшись от мальчика, а то и передразнивала его. «С годами пройдет», – уверенно произнесла Елизавета Павловна Гердт. «И действительно, с годами «прошло», – уточняет С. Холфина. – Катя стала женой Володи Васильева».

Они вместе танцевали выпускной спектакль, вместе были зачислены в труппу Большого театра, вместе выходили на аплодисменты в Москве, Париже, Нью-Йорке, в один день получили почетное звание народных артистов СССР. Васильев поставил балеты «Икар», «Эти чарующие звуки», «Анна на шее», в которых она танцевала…

…За год до выпуска из училища ей поручили роль Маши в «Щелкунчике», шедшем в то время на сцене Большого театра с участием юных исполнителей. И уже тогда восьмиклассница Катюша Максимова выдержала, по сути дела, экзамен на балерину.

«Рекомендовать» ее в солистки даже не пришлось: руководству театра и так было ясно, что в труппу приходит интересная, с незаурядным талантом танцовщица.

Первой серьезной ролью в театре стала Катерина в балете «Каменный цветок». Необыкновенно грациозная, изящная Максимова сразу завоевала любовь зрителей. А классический репертуар начала с Жизели.

«Взяв ту же светлую тему юности, что и Уланова, – писала журналистка Татьяна Костыгова, – Максимова наполнила образ девочки-женщины живым, лукавым, озорным теплом. Максимову не назовешь «обыкновенной богиней», как называли Уланову.

В ней зрители видят не далекий идеал, а свою современницу. Вместо сдержанной отстраненности – открытость, почти исповедальность в выражении чувств и при этом ироничность, умение пошутить над собой, найти забавное в серьезном, даже печальном. Она, как и Уланова, танцует любовь, но любовь более земную…»

Одетта-Одиллия, Аврора, Джульетта, Золушка, Фригия в «Спартаке», Элиза в «Галатее», Китри в «Дон Кихоте» – ликующий образ радости и упоения жизнью… Когда Максимова легко, словно играючи, демонстрировала свои знаменитые тридцать два фуэте, зал неистовствовал: «Браво, Китри!»

Поженившись, Владимир Васильев и Екатерина Максимова поселились в семиметровой комнате-пенале в Брюсовском переулке. Через год счастливая пара получила комнату в коммунальном общежитии Большого театра, где прожила несколько лет.

Первая их настоящая квартира – тридцать восемь метров на Малой Грузинской улице – показалась им огромной.

«Признание, награды, призы – словом, мир был завоеван, – писала балерина Раиса Стручкова о Владимире Васильеве. – Но я часто задаю себе вопрос: а было бы это так, если бы не посланная ему судьбой любимая жена Екатерина Максимова? Она – тот его верный друг и единомышленник, та вторая его половинка, которую многим в жизни так и не довелось обрести.

Дуэт Максимовой и Васильева стал эталоном ансамбля, блестящего исполнительского мастерства. Максимова – фантастически, Богом одаренная артистка. Стройная изящная фигурка, которую венчает маленькая грациозная головка, выразительное лицо, удивительно красивой формы ноги с изысканным подъемом…

Можно только радоваться, что встреча звезд такой величины, как Максимова и Васильев, не стала гибельной, как это нередко бывает в астрономии, для одной из них, а наоборот – гармония двух великих дарований породила поистине уникальное явление в искусстве, равного которому в мире нет».

На первых гастролях в Америке зарубежные критики ласково прозвали Екатерину Максимову «бэби Большого театра». Миниатюрная, хрупкая и грациозная, она летала по сцене, как маленький эльф.

А во время парижских гастролей с танцевальной парой Максимова – Васильев пожелала встретиться Мария Ильинична Гучкова – родная сестра прабабушки балерины и композитора Зилоти. Сказала оробевшим Екатерине и Владимиру: «В нашем роду – известные композиторы, пианисты, и нужно поддерживать его на должном уровне. Приду на спектакль, посмотрю». А после их выступления признала: «Да, меня не обманули, держите высоту».

В январе 1975 года травма позвоночника после неудачной поддержки партнера приковала Екатерину Максимову к постели. Несколько месяцев пролежала она в Кунцевской больнице, никакие анальгетики и болеутоляющие не могли облегчить ее состояние. Доктора утверждали, что о балете ей придется забыть.

Но через год благодаря таланту врача и собственному упорству, силе воли балерина вернулась на сцену. И вновь танцевала Жизель…

В начале 1980-х, когда у Максимовой и Васильева начались конфликты с руководством Большого, танцовщицу пригласили в свой «Классический балет» известные балетмейстеры Наталья Касаткина и Владимир Василев.

Во время американских гастролей руководителей труппы спрашивали: «Это дочка той Максимовой, которая когда-то танцевала в Большом театре?»

А первого февраля 1999 года ей исполнилось шестьдесят. Как сообщили центральные газеты, в этот день в Большом чествовали балерину, блиставшую сорок лет на главной сцене страны – Екатерину Максимову, «обладательницу самых точеных ножек Большого театра и самых лучистых глаз…».

Отмечалось, что Большой был полон именитых гостей, в честь великой балерины ее партии танцевали ученицы, а сама юбилярша принимала поздравления. Закончился вечер российской премьерой М. Кларк «Сады Вилланди» в исполнении самой именинницы…


ДЛЯ КОММЕНТИРОВАНИЯ, ВЫ ДОЛЖНЫ [ВОЙТИ]