Рабиндранат Тагор (Rabiпdranath Tagore)

Рабиндранат Тагор (Rabiпdranath Tagore) (Тxакур Робиндронатх)Рабиндранат Тагор (Тxакур Робиндронатх) (7.5.1861, Калькутта, – 7.8.1941, там же), индийский писатель и общественный деятель.

Писал на бенгальском языке. Родился в семье Дебендранатха Тагора. Учился в Калькутте, затем в Лондонском ун-те. Печатался с 1875. В 1878-80 занимался в Англии литературой и музыкой.

Его музыкальная драма “Гений Вальмики” (1881) сочетает индийские национальные мелодии с ирландскими народными напевами. Поэтический сборник Тагора “Вечерние песни” (1882) пронизан пантеистическими мотивами; сборники “Утренние песни” (1883), “Картины и песни” (1884), “Диезы и бемоли” (1886), драма “Возмездие природы” (1884) полны жизнеутверждающих настроений.

В исторических романах “Берег Бибхи” (1883) и “Раджа-мудрец” (1885) он осудил тиранию. В 1884-1911 Тагор секретарь религиозно-реформаторского просветительского общества Брахмо самадж.

В 90-е гг. им созданы лучшие рассказы, поэтические циклы “Маноши” (1890), “Золотая ладья” (1893), “Сбор урожая” (1896), “Крупинки” (1899), цикл философских драм, открывающийся пьесой ” Раджа и рани” (1889). Редактировал литературно-общественный журнал “Шадхода”, где напечатал большинство своих художественных произведений, общественно-политических и литературных статей.

Взяв на себя управление поместьем Шилайдехо в 1891, Тагор познакомился с жизнью трудящихся, которые стали героями его сочинений. В рассказе “Свет и тени” (1894) Тагор дал обобщённую картину колониальной действительности, произвола властей, забитости крестьян, создал образ борца с несправедливостью.

В его поэзии прослеживается эволюция идейно-эстетических воззрений, в итоге которой он сформулировал гуманистическую концепцию “джибандебота” (“божество жизни”), восходящую к Упанишадам и идеалам средневековых поэтов-вишнуитов.

В конце 19 – начале 20 вв. в стихах Тагора философские раздумья сменились воспеванием природы, любовной лирикой, гражданскими мотивами. Поэт призывал бенгальцев сплотиться в борьбе с тиранией.

Сборник стихов “Мгновение” (1900) проникнут духом бунтарства против мещанской ограниченности и филистерства, в сборнике “Дары” (1901) переплетаются гражданские и религиозно-философские мотивы. В социально-бытовых романах Тагора “Песчинка” (1902) и “Крушение” (1905), в повести “Разрушенное гнездо” (1903) с психологической убедительностью показан конфликт между феодальной семейной моралью и демократическими веяниями.

Книги стихов “Памяти” (1903), “Дитя” (1903), “Паром” (1906) пронизаны скорбью, вызванной смертью жены, отца, сына. Во время подъёма национально-освободительного движения, усилившегося после раздела Бенгалии в 1905, Тагор стал одним из его руководителей, писал патриотические песни, а также издавал общественно-политический журнал “Бхандар”.

Когда движение вышло за рамки ненасильственной борьбы, Тагор отошёл от него и обратился к просветительской деятельности. В романе “Гора” (1907-10), главный герой которого – борец за прогресс и свободу , Тагор призывал к единству всех индийцев независимо от их религиозной и кастовой принадлежности в борьбе за освобождение.

Поиски форм такой борьбы отразились в драме “Возмездие” (1909), где предвосхищены идеи движения несотрудничества с колониальными властями; сатирическая пьеса “Крепость консерватизма” (1911) бичевала конформизм общества, пропитанного индуистскими традициями.

В 1912-13 Тагор посетил Великобританию и США, выступал с лекциями об индийской философии и культуре. За книгу стихов “Жертвенные песни” (или “Гитанджали”, пер. на англ. яз. самого Тагора 1912, рус. пер. 1914) Тагору присуждена Нобелевская премия (1913). Его имя стало известным всему миру.

В стихотворном цикле “Полёт журавлей” (1914-16) отразилась тревога за судьбу человечества, навеянная поездкой на Запад и 1-й мировой войной 1914-18. В романе “Дом и мир” (1915-16) показаны расхождения между либеральным крылом руководства народно-освободительного движения и крестьянством, попытки использования движения для разжигания шовинизма и религиозно-общинного фанатизма.

В 20-х гг. Тагор совершил поездки в Европу, Азию и Америку. Итоги 1-й мировой войны, собственные впечатления от послевоенной Европы и раздумья над судьбами народов отразились в публицистических произведениях поэта.

Так, кн. “Национализм” (рус. пер. 1922) предупреждает о милитаристской сущности шовинизма на Западе и Востоке. Полны раздумий над социальными проблемами лирический сб. “Восточный напев” (1925), аллегорические драмы “Освобождённый поток” (1922) и “Красные олеандры” (1924). В 1930 Тагор посетил СССР. В “Письмах о России” (1931) он высоко оценил достижения СССР в области просвещения, миролюбивую политику Советского государства.

С конца 20-х гг. политические взгляды Тагора становятся более радикальными. Откликаясь на подъём национально-освободительного движения 1929-34, он в романе “Четыре части” (1934) вновь обратился к вопросу о правомерности насилия как средства социальной борьбы. Проза этих лет включает психологические повести “Две сестры” (1933), “Цветник” (1934), рассказы. Поэтич. сборникики “Мохуа” (1929), “Голос леса” (1931), “Завершение” (1932), “Снова” (1932), “Пёстрое” (1933), “Последняя октава” (1935) имеют несколько созерцательный характер.

Опубликовал поэтические сб-ки “Листья” (1936), “У края” (1938), “Вечерний светильник” (1938), “Рождённый вновь” (1940), “Во время болезни” (1940), “Выздоровление” (1941), “В день рождения” (1941), “Последние стихи” (1941). В “Рассказе мусульманки” (1941) он вновь предупреждал об опасности религиозно-общинного фанатизма.

Творчество Тагора сыграло решающую роль в становлении современного бенгальского литературного языка, в формировании критического реализма. Он обогатил поэзию новыми формами и стихотворными размерами, заложил основы жанра рассказа и развил жанр социально-психологического романа, положил начало политической лирике.

Эстетические идеалы Тагора нашли своеобразное отражение и в изобразительном искусстве, к которому писатель обращался с 1928 (пользуясь преим. техникой акварели и рисунка пером). Живописные и графические произведения Тагора, исполненные в свободной манере и созерцательно-философские (нередко возвышенно-трагические) по настроению, оказали влияние на развитие индийского искусства 20 в. Велико воздействие его творчества на все литературы Индии.

Стихотворение Тагора “Душа народа” (1911) стало национальным гимном Индии. Значительное внимание Тагор уделял вопросам теории и практики народного просвещения. Ещё в 1901 он открыл в Шантиникетоне школу, где сам преподавал, а в нач. 20-х гг.- ун-т Вишватхарати, который по его замыслу должен был стать центром изучения индийской культуры. Автор популярных лирических песен на собственные тексты и балетов.

Сочинения Тагора, переведённые на русский язык, вызвали отклик в России ещё в предреволюционные годы. Большинство критиков толковало его творчество в духе модных воззрений теософов и поэтов-символистов; отмечались также жизнелюбие и национальный характер его произведений.

После Октябрьской революции 1917 интерес к Тагору возрос. А. В. Луначарский писал: “…Произведения Тагора, несмотря на присущий им пантеистический мистицизм, так полны красками, тончайшими духовными переживаниями и поистине великодушными идеями, что составляют сейчас одно из сокровищ общечеловеческой культуры” (“Красная Нива”, 1923, № 1, с. 30). В 1961 во всём мире отмечалось столетие со дня рождения писателя.


ДЛЯ КОММЕНТИРОВАНИЯ, ВЫ ДОЛЖНЫ [ВОЙТИ]