Янковский Олег Иванович (Oleg Yankovsky)

Янковский Олег ИвановичОлег Янковский родился 23 февраля 1944 года в Джезказгане Казахской ССР в дворянской семье. Его отец Иван Павлович, бывший штабс-капитан лейб-гвардии Семеновского полка, происходил из польских дворян. Он был близко знаком с Тухачевским, за это и поплатился. По сфабрикованному обвинению отца арестовали, и он сгинул в сталинских лагерях. Мать Олега, Марина Ивановна, опасаясь ареста, сожгла все архивы семьи. Не уцелела ни дворянская грамота, ни Георгиевский крест Ивана Павловича.

Детство Олега прошло в казахском городке Джезказгане. Он гонял в футбол с оборванной дворовой шпаной и ужасно стеснялся своей аристократичной бабушки, ее элегантной прически, пенсне, броши на ветхой кофточке…

Состоятельная в прошлом семья, жила очень бедно, впроголодь. Мама выучилась на бухгалтера и одна кормила семью: троих сыновей, Ростислава, Николая и Олега, и свою мать. Все вместе они ютились в четырнадцатиметровой комнатушке. Дети ходили в обносках:

Но при всем при этом Янковские держали богатую библиотеку, говорили на иностранных языках, много читали, а по вечерам принимали гостей – такую же ссыльную интеллигенцию. И вполне естественно, что в доме, хотя и очень осторожно, говорились некоторые “крамольные” вещи. Это не могло не запасть в душу маленького Олега.

Театральный дебют

Со временем Янковские перебрались в Саратов – город с богатыми культурными корнями, город театралов… В юности Марина Ивановна просто бредила балетом, но родители запретили ей и думать о балетной карьере. Зато своим детям она сумела передать тягу к сцене.

Старший из братьев Олега – Ростислав – окончив саратовское театральное училище, уехал в Минск играть в Русском театре (там он служит до сих пор). 14-летнего Олега он забрал к себе, чтобы снять с родных (в семье остался один кормилец – средний брат Николай) хотя бы часть материальных забот. Там Янковский-младший дебютировал на сцене – нужно было заменить заболевшую исполнительницу эпизодической роли мальчика в спектакле “Барабанщица”. Правда, Олег не сразу осознал всю ответственность – куда больше театра его волновал футбол, он спал и видел себя вратарем или нападающим. Однажды он просто проспал свой выход в спектакле. Рассерженный Ростислав категорически запретил брату на пушечный выстрел подходить к футбольному полю.

Судьбоносная история

Марина Ивановна тосковала по уехавшим сыновьям, как только появилась возможность, Олег вернулся домой, в Саратов. Школьные годы подходили к концу, пора было решать, что делать дальше.

Олег решил поступать в медицинский институт. Надо было получить хорошую профессию, что бы со временем хорошо зарабатывать, помогать матери. Но тут вновь словно чья-то невидимая рука снова направила Олега на театральную дорогу.

Однажды он увидел объявление о приеме в театральное училище. Олег вспомнил свой минский опыт и решил попробовать. Как же он был разочарован, когда узнал, что экзамены давно закончены. Олег решил зайти к директору – узнать об условиях приема. Тот, не дав юноше объяснить цель визита, посмотрел какие то списки и сказал: “Вы приняты. В сентябре приходите учиться”.

Олег вернулся домой ошарашенный: его судьба сама собой определилась. Осенью Олег просто пришел на занятия. И только несколько месяцев спустя выяснилось, в чем дело. Оказывается, брат Николай втайне грезил театром. Он работал на заводе сталеваром, но мечта о сцене не давала ему покоя. Вот он и пошел поступать, никому ни о чем не сказав, – сдал все экзамены, прошел все туры… А когда узнал о том, что Олега в училище приняли за него, он просто промолчал. Мол, пусть учится младший, а ему нужно кормить семью – маму и бабушку. А в училище еще долго считали, что они просто перепутали имя абитуриента Янковского.

Жениться один раз и на всю жизнь

Марина Ивановна учила своих сыновей: “Если решил жениться, то уж на всю жизнь. По-другому и начинать не надо”. Все трое братьев Янковских женились до 21 года – и именно на всю жизнь.

На втором курсе училища Олег познакомился с Людмилой Зориной, она училась на курс старше. Людмила была очень заметной, красивой, рыжей и безумно талантливой. Однажды за хорошую учебу их обоих премировали поездкой в Москву. Олег Иванович с удовольствием вспоминает, как они вышли тогда из поезда, купили на Павелецком вокзале саечки по шесть копеек… Они сидели на скамейке, ели булочки и мечтали о будущем. Они и не думали тогда, что их будущее – здесь, в Москве!

После училища Людмилу Зорину сразу пригласили в Саратовский драматический театр. Благодаря ей, туда же в 1967 году был принят и Олег. Вскоре они поженились. Людмила мгновенно выдвинулась в звезды, смотреть на нее ходил весь Саратов, а про Олега тогда говорили: “Это – муж самой Зориной”. Театральная судьба Янковского складывалась не столь удачно – актеру доставались лишь крошечные роли. И не известно, как повернулась бы его судьба, если бы не один случай…

Дебют в кино

Театр гастролировал во Львове. Олег зашел в гостиничный ресторан, уселся обедать. А недалеко за столиком случилось сидеть Владимиру Басову с женой Валентиной Титовой и другими членами съемочной группы будущего фильма “Щит и меч”. Обсуждали, где искать артиста на роль Генриха Шварцкопфа. Титова, кивнув на Олега, сказала мужу: “Посмотри, вон сидит типичный арийский юноша”. Басов согласился, что этот человек подошел бы ему идеально, но… “Он, конечно, какой-нибудь физик или филолог. А поди ж ты найди артиста с таким умным лицом”. Слава Богу, кто-то из ассистентов не поленился подойти к Янковскому…

В том же году Янковский сыграл красноармейца Андрея Некрасова в драме Евгения Карелова “Служили два товарища”. Между прочим, в этом фильме актеру должна была достаться роль белого офицера Бруснецова. Но режиссер, увидев на пробах Янковского, воскликнул: “Этого человека мы Врангелю не отдадим!” В итоге Бруснецовым стал Владимир Высоцкий.

Олег Иванович вспоминает о фильме “Служили два товарища”: “Там вообще на съемках чудесная компания собралась. Но Быкова мне даже сложно с кем-то сравнить. В нем было заложено что-то такое наставническое. Он сразу меня опекать начал. Он был такой выпивающий и увлекающийся человек, водил меня в ресторан ВТО и все рассказывал, рассказывал. А я, как жадная губка, впитывал все, что он мне говорил. А с другой стороны – Высоцкий. У него как раз тогда было начало романа с Мариной Влади. Но она мне была не так интересна, как он сам. Хотя он тем Высоцким, какого мы сейчас знаем, еще не был. Вот это были настоящие университеты. Ни с какими учебными заведениями они не сравнятся”.

Театр

После выхода фильмов “Щит и меч” и “Служили два товарища”, Янковский мгновенно стал знаменитым. Благодаря этому изменилось и его положению в театре. На молодого актера обратили внимание. Ему стали доставаться большие серьезные роли как классического (“Таланты и поклонники”, “Стакан воды”), так и современного (“Человек со стороны”) репертуара. Наибольшего успеха Янковский добился в роли князя Мышкина (спектакль “Идиот”).

В 1973 году Янковский перешел в Московский театр Ленинского комсомола. Людмила пожертвовала своей карьерой ради Олега. Бросив все, она последовала за мужем в Москву, с головой ушла в семью – развитию таланта такого ранга, как у Янковского, требовались “крепкие тылы”.

В новом театре Янковский быстро стал ведущим актером. Среди его лучших спектаклей: “Автоград-XXI”, “Парень из нашего города”, “Революционный этюд”, “Диктатура совести”, “Оптимистическая трагедия”, “Чайка”, “Варвар и еретик”, “Гамлет”.

Кино. 70-е годы

Обратили внимание на талантливого актера и кинорежиссеры, посыпались предложения. На съемках одного из фильмов – “Гонщики” (1972) – он попал в аварию: машина с ним и операторами перевернулась, летела кувырком. Операторов выбросило на дорогу, на Янковском сгорела кожаная куртка, а сам он каким-то чудом остался без единой царапины.

Одной из самых заметных работ Олега Янковского середины 70-х стала роль Отца в фильме Андрея Тарковского “Зеркало”. А попал Олег Иванович в картину случайно, благодаря своему сходству с отцом знаменитого режиссера…

“Моего творчества Андрей не знал. Просто Лариса Тарковская, тогда его ассистентка, а потом жена, увидела меня случайно в коридоре “Мосфильма”. Иду, вдруг слышу сзади топот. Она довольно крупная женщина была. Тогда “Мосфильм” был замечателен тем, что, пройдя по коридору, можно было запросто роль схлопотать… И вот, значит, топот. – “Можно вас?” Фамилию даже толком не помнила. Завела меня к Андрею. Тот посмотрел и говорит – конечно, это он (в смысле, отец). А потом они еще и сына моего заполучили – Филиппа. Семейное кино получилось”.

Позже, в 1983 году, Тарковский вновь пригласил Янковского в свою картину – актер сыграл писателя Горчакова в драме “Ностальгия”.

В 70-е годы Олег Янковский много и разнообразно снимался. Актерская пластичность позволяла ему органично выглядеть в разных киноролях: партийного функционера (“Премия”, 1974; “Обратная связь”, 1978), декабриста Кондратия Рылеева (“Звезда пленительного счастья”, 1975), неустроенного, колючего человека (“Чужие письма”, 1976, “Сладкая женщина”, 1977) или, напротив, бесхарактерного, слабовольного (“Слово для защиты”, 1977, “Поворот”, 1979).

Фильмы Марка Захарова

О ролях, сыгранных Олегом Янковским в фильмах Марка Захарова, стоит рассказать отдельно. Первой их совместной работой в кино стала картина “Обыкновенное чудо” (1978) по пьесе Шварца. Янковский очень тонко, искрометно сыграл там Волшебника. Фильм и по сей день пользуется огромной популярностью у зрителей.

Затем последовал фильм-притча “Тот самый Мюнхгаузен” (1979). Кстати этой роли Янковский чуть было не лишился. Сценарист Григорий Горин поначалу никак не видел в актере чудака-барона. “Он до этого играл прямых, жестких, волевых людей – характеры, выдающий его происхождение, – вспоминает Григорий Горин. – Я не верил в его барона. Началась работа, он влезал в характер, на наших глазах менялся. Врастал в роль, и явился Мюнхгаузен – умный, ироничный, тонкий. Какая была бы ошибка, возьми мы другого актера”.

В 1983 году Олег Янковский снялся в роли Свифта в сатирической комедии “Дом, который построил Свифт”. Эта картина получилась менее удачной, чем предыдущие работы Марка Захарова. Фильм был снят в духе “Обыкновенного чуда” и “Мюнхгаузена” с тем лишь отличием, что смотрелся гораздо с меньшим интересом. Что же касается Янковского, то его герой и вовсе вышел калькой с уже известных Волшебника и Мюнхгаузена.

Гораздо интереснее вышел следующий герой Янковского – Дракон в фильме-притче “Убить Дракона” (1989). Хотя фильм получился откровенно конъюнктурным, это ничуть не умаляет замечательную игру актера.

Кирилл Разлогов: “Победителем этого своеобразного актерского “конкурса”, безусловно, выходит Олег Янковский, который, пожалуй, второй раз после “Поцелуя” Романа Балаяна показывает, какие невиданные потенциальные возможности кроются в его даровании, как только он выходит за пределы привычного амплуа. Метаморфозы его Дракона, причудливые смеси интонаций, от сарказма до заискивания, внутренняя самоирония и неканоническое сочетание гения, злодейства и бессилия – все это передается актером с блеском самодовлеющего эффекта, своеобразного искусства для искусства”.

80-е годы

80-е годы стали настоящим расцветом творчества Олега Янковского как киноактера. Помимо фильмов Марка Захарова, стоит отметить блестящие роли в фильмах Романа Балаяна “Полеты во сне и наяву” (1983, Государственная премия СССР за 1987 год), “Поцелуй” (1983), “Храни меня, мой талисман” (1987), “Филер” (1988), а также в социально-эксцентричной драме Татьяны Лиозновой “Мы, нижеподписавшиеся” (1981) и мелодраме Сергея Микаэляна “Влюблен по собственному желанию” (1982).

В последнюю картину Олег Янковский попал благодаря Евгении Глушенко, сыгравшая в том фильме другую главную роль – Веру. Именно она уговорила режиссера Сергея Микаэляна, посоветовав прекратить нескончаемые поиски героя и пригласить Янковского: “Кого вы все ищете? Ясно же, что только Олег сможет сыграть джентльмена, даже опустившегося. Он же настоящий аристократ!”

90-е годы

В начале 90-х Олег Янковский сыграл яркие и совершенно разные роли в трагикомедии Георгия Данелии “Паспорт” (1990) и историко-психологической драме Карена Шахназарова “Цареубийца”. А затем…

Олег Иванович вспоминал: “За производство фильмов брались все, кто хотел. Поскольку думали не о творчестве, а об отмывании денег, то очень скоро количество выпускаемых картин выросло до четырехсот в год – в начале 90-х в России клепали фильмов больше, чем в Индии. Когда эти новые “кинематографисты” окончательно все оккупировали, отодвинув настоящих профессионалов в сторону, я принципиально перестал сниматься. Понимал: нельзя так распоряжаться своей судьбой. Декоративное присутствие на экране меня никогда не интересовало. Играть – так играть! Я отравлен хорошим кино, поэтому на барахло не мог согласиться.

По приглашению Клода Режи я на полгода уехал в Париж, участвовал в международном театральном проекте, очень напряженно работал. Кстати, последнее эхо обваливавшегося Советского Союза докатилось и до Франции. В Париже я узнал, что подписан указа о присвоении мне звания народного артиста СССР. Это случилось за неделю до того, как страна с таким названием приказала долго жить. Первым народным в 20-е годы стал Константин Сергеевич Станиславский, а я оказался последним… К слову, на вечере, посвященном столетнему юбилею МХАТа, я даже позволил себе шутку на эту тему: “С кого начинали товарищи и кем закончили!” Зал оценил юмор, смеялся долго”.

В следующие годы Олег Янковский снимался в кино редко. Были интересные роли в фильмах “Роковые яйца” (1995), “Первая любовь” (1995), “Ревизор” (1996). Но сам Олег Иванович признается, что “удовлетворения нет ни от одной из последних работ”.

С 1993 года Янковский стал президентом Открытого российского кинофестиваля в Сочи (“Кинотавр”).

Последние работы

В 2000 году Олег Янковский снял свой первый фильм, в котором сыграл одну из главных ролей, – “Приходи на меня посмотреть”. Несмотря на вполне предсказуемый сюжет, эта добрая рождественская сказка была неплохо принята зрителями, во многом благодаря игре актерского ансамбля: Екатерины Васильевой, Ирины Купченко и Олега Янковского.

Через два года Янковский снялся в фильме Валерия Тодоровского “Любовник”. Это одна из лучших работ актера последних лет. Сам Олег Иванович признавался, что эта картина ему дорога. “Любовник” – это возвращение психологического русского кино”, – говорил он.

Семья

Олег Иванович был приверженцем семейных ценностей. Он, которому судьба улыбалась столько раз, считал, что семья – самая большая удача в его жизни.

Самые близкие люди для Янковского были – жена Людмила, сын Филипп, невестка Оксана Фандера и, конечно, внуки. Их у него было двое – Ваня и Лизонька. Олег Иванович признавался: “Вообще-то, я плохой воспитатель. Но я безумно люблю внуков. И то свободное время, которое у меня есть, пытаюсь отдать им. Мы уже весь детский театральный репертуар пересмотрели. Скоро потихонечку перейдем на балет и серьезные драматические спектакли. А еще нас с внуками можно встретить на роллердроме или в “Мире пиццы” на Садовом. И в компьютерные игры мы с Иваном любим поиграть. Сам я – сущий дикарь и не знаю, с какой стороны подойти к компьютеру. А внук в этом хорошо разбирается. И на английском Иван изъясняется ловко, не то, что я сам”.

Как то Олег Иванович признался, что, если бы ему пришлось выбирать между семьей и творчеством, он не задумываясь пожертвовал бы карьерой. Слава Богу, что выбирать ему не пришлось…

“Мастер и Маргарита”

Осенью 2005 года на экраны выходит новый фильм Владимира Бортко “Мастер и Маргарита”. Олегу Янковскому режиссер первоначально предложил сыграть в своей картине Воланда, но актер отказался. “Я не знаю, как ее (роль) играть. В каком костюме он должет быть? Хоть в книге его одеяние подробно описано, но это – литература. А когда на экране: почему он такой, а не другой? И, как ни странно, это слабая роль. Все происходит не с Воландом, а вокруг него, а просто пучить глаза, чтобы это убедительно получалось, я не хочу. А главная причина: я считаю, что дьявола, как и Господа Бога, играть нельзя. Иисуса Христа – можно, он был реальным человеком”, – объяснял Олег Иванович.

А вот на роль Понтия Пилата Янковский согласился: “На мой взгляд, это интересно. Там есть судьба, история, нравственная и психологическая нагрузка. Уставший человек, у него много забот. Он просто отошел в сторону…”

Болезнь

Проблемы со здоровьем у Олега Ивановича начались в конце 2008 года. В элитной столичной клинике, куда обратился артист, врачи провели диагностику организма, но кроме ишемической болезни сердца ничего не обнаружили. Янковский прошел курс терапии в отделении неотложной кардиологии, после чего его выписали домой. Однако спустя несколько месяцев заболевание снова дало о себе знать.

Янковский испытывал постоянные боли в области желудка, тошноту, отвращение к жирной пище. Актеру снова пришлось обратиться к врачам. Точный диагноз врачи долго называть отказывались, но говорили, что заболевание диагностировали в поздней стадии. Оказалось, что у Олега Ивановича рак поджелудочной железы.

Услышав страшный диагноз, Олег Иванович уехал на диагностику в Германию. Немецкие профессора полностью подтвердили вердикт российских коллег. 65-летний актер долго не мог решиться, кому доверить борьбу за свое здоровье – столичным или заграничным докторам.

В итоге, отдал себя в руки гениального немецкого онколога. За его жизнь боролся знаменитый профессор Мартин Шулер, известнейший в мире специалист по терапевтическим методам лечения рака. Янковский прошел курс мощнейшей терапии. Но, не дождавшись облегчения, Олег Иванович вернулся в Москву.

Его консультировали ведущие доктора ЦКБ и онкологического центра на Каширском шоссе. Светила столичной медицины искали новейшие методы, которые могли помочь великому актеру побороть болезнь. В специализированном центре на Каширском шоссе Олегу Янковскому рассказали о новейшей разработке французских ученых. Лекарство даже помогло, и Олег Иванович вернулся на сцену ‘Ленкома’, полный жизни и энергии, чтобы сыграть в спектакле ‘Женитьба’. ‘Лебединую песню’ великого артиста тут же окрестили прощальной, спектакль собирал аншлаги.

В последний раз Олега Янковского госпитализировали прямо со сцены. Случилось это в конце апреля 2009 года. Тогда врачи увезли любимца публики в больницу и строго-настрого запретили ему выходить на сцену. Тем не менее зрители до последних дней актера смотрели на афиши, звонили в театр, спрашивая, будет ли сегодня на сцене Олег Иванович.

Олег Янковский скончался утром 20 мая 2009 года в одной из московских клиник.

ТворчествоРоли в театре:Саратовский драматический театр

- ‘Чти отца своего’ (В. Лаврентьев) – Севка Кичигин
- ‘Женский монастырь’ – брошеный муж
- ‘Судебная хроника’ – Вадим Бабичев
- ‘Затейник’ Виктора Розова – Эдуард
- ‘Баловень судьбы’ Юрия Мячина – Дмитрий Николаевич
- ‘Стакан воды’ Эжена Скриба – Мешем
- ‘Идиот’ Достоевского – князь Мышкин

Ленком

1973 – ‘Автоград XXI’, по пьесе Ю. Визбора и М. Захарова
1975 – ‘В списках не значился’ Юрия Визбора по повести Бориса Васильева
- ‘Ясновидящий’ Лиона Фейхтвангера
1978 – ‘Революционный этюд’ (‘Синие кони на красной траве’), по пьесе Михаила Шатрова – Ленин
- ‘Диктатура совести’ Михаила Шатрова – Посторонний
1983 – ‘Оптимистическая трагедия’ Вс. Вишневского – Беринг
- ‘Карманный театр’ Жана Кокто
1986 – ‘Гамлет’ Шекспира. Режиссер: Глеб Панфилов – Гамлет
- ‘Чайка’ А. П. Чехова
- ‘Варвар и еретик’ (по роману ‘Игрок’ Ф. М. Достоевского)
- ‘Шут Балакирев’ Григория Горина
- ‘Женитьба’ Н. В. Гоголя. Режиссер: Марк Захаров – Жевакин

Роли в кино

1968 Щит и меч
1968 Служили два товарища
1969 Жди меня, Анна
1969 Я, Франциск Скорина
1970 О любви
1970 Расплата
1970 Сохранившие огонь
1970 Операция ‘Хольцауге’
1972 Гонщики
1974 Гнев
1974 Зеркало
1974 Под каменным небом
1974 Премия
1974 Сержант милиции
1975 Доверие
1975 Звезда пленительного счастья
1975 Мой дом – театр
1975 Полковник в отставке
1975 Чужие письма
1976 Семьдесят два градуса ниже нуля
1976 Длинное, длинное дело
1976 Сентиментальный роман
1976 Сладкая женщина
1976 Слово для защиты
1977 Обратная связь
1978 Мой ласковый и нежный зверь
1978 Обыкновенное чудо
1978 Поворот
1979 Тот самый Мюнхгаузен
1979 Открытая книга
1980 Мы, нижеподписавшиеся
1981 Повести Белкина. Выстрел
1981 Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей
1981 Шляпа
1982 Ностальгия
1982 Поцелуй
1982 Влюблен по собственному желанию
1982 Полеты во сне и наяву
1983 Дом, который построил Свифт
1984 Два гусара
1986 Храни меня, мой талисман
1987 Крейцерова соната
1987 Филер
1988 Мой двадцатый век
1988 Убить дракона
1990 Мадо, до востребования
1990 Паспорт
1991 Цареубийца
1992 Сны о России
1992 Тьма
1993 Я – Иван, ты – Абрам
1994 Немой свидетель
1995 Первая любовь
1995 Роковые яйца
1995 Терра инкогнита
1996 Ревизор
1997 Алиса
1998 Райское яблочко
1999 Китайский сервиз
2000 Бременские музыканты
2000 Воспоминания о Шерлоке Холмсе
2000 Приходи на меня посмотреть
2000 Человек, который плакал
2000 Прокрустово ложе
2001 Поллианна
2001 Метафизика любви
2002 Любовник
2002 Шут Балакирев
2003 Бедный, бедный Павел
2006 Доктор Живаго
2007 Анна Каренина
2008 Райские птицы
2008 Стиляги
2009 Иван Грозный и митрополит Филипп

Режиссер кино

2000 Приходи на меня посмотреть

Признание и награды

- Лучший актер 1984 года (за фильм ‘Влюблен по собственному желанию’) по опросу журнала ‘Советский экран’

- Лауреат Государственной премии СССР (1987 год, за участие в фильме ‘Полеты во сне и наяву’)

- Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации ‘Призы за лучшие актерские работы’ за 1983 год

- Премия ‘НИКА’ в номинации ‘Актер’ за 1991 год

- Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1989 год, за участие в фильме ‘Крейцерова соната’)

- Народный артист СССР 1991 год – последний из мужчин, кто получил это звание

- Орден ‘За заслуги перед Отечеством’ IV степени (28 декабря 1995) – за заслуги перед государством, многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства

- Орден ‘За заслуги перед Отечеством’ III степени (11 августа 2007) – за большой вклад в развитие театрального искусства и многолетнюю плодотворную деятельность

- Орден ‘За заслуги перед Отечеством’ II степени (23 февраля 2009) – за выдающийся вклад в развитие отечественного театрального и кинематографического искусства


ДЛЯ КОММЕНТИРОВАНИЯ, ВЫ ДОЛЖНЫ [ВОЙТИ]