Настоящее имя: Фрэнк Фредерик Борман-младший
Возраст на момент смерти: 95 лет
Дата рождения: 14.03.1928
Место рождения: Гэри, Индиана, США
Дата cмерти: 07.11.2023
Место смерти: Биллингс, Монтана, США
Знак зодиака: Рыбы
Фрэнк Фредерик Борман – американский астронавт, полковник ВВС (в отставке с июля 1970). Борман родился 14 марта 1928 года в городе Гэри (Gary), штат Индиана, а вырос в городе Тусон (Tucson), штат Аризона. В 1946 году окончил среднюю школу (Tucson High School) в Тусоне. В 1950 году окончил Военную академию США (U.S. Military Academy) в Вест-Пойнте (West Point).
На службу в ВВС США поступил в июне 1950 года. После прохождения летной подготовки на базе ВВС Уилльямс (Williams AFB) в Аризоне в августе 1951 года стал военным летчиком.
С 1951 по 1953 год служил летчиком-истребителем в 44-й истребительно-бомбардировочной эскадрилье (44th Fighter Bomber Squadron) на авиабазе Дарк (Dark Air Base) на Филиппинах. С ноября 1953 по июнь 1956 год служил строевым летчиком в различных частях на базах ВВС Муди (Moody AFB) в Джорджии и Лак (Luke AFB) в Аризоне.
В 1957 году в Калифорнийском технологическом институте (California Institute of Technology) и получил степень магистра наук по авиационной технике. В 1957 году, оставаясь на военной службе, стал доцентом термодинамики и механики жидкости в Военной академии США.
В 1960 году окончил Школу ВВС США по подготовке пилотов для экспериментальных летных испытаний (Air Force Experimental Flight Test Pilot School, Class 60-C) на базе Эдвардс (Edwards AFB) в Калифорнии. В декабре 1961 года окончил Аэрокосмическую школу пилотов-исследователей ВВС (Aerospace Research Pilot School, Class 1, 1961) на базе Эдвардс (Edwards AFB) в Калифорнии.
После её окончания до зачисления в отряд астронавтов служил пилотом-инструктором Школы. Был также офицером по вопросам реализации проекта модификации силовой установки F-104. Во время одного из полетов на сверхзвуковой скорости двигатель его F-104 заглох, однако после снижения скорости Борману удалось запустить двигатель и благополучно посадить самолет.
В сентябре 1962 года был зачислен в отряд астронавтов НАСА во время второго набора. Прошел полный курс подготовки. Специализировался на ракетах-носителях, и стал экспертом по вопросам системы аварийного спасения (САС). Работал вместе с Вернером фон Брауном (Werner Von Braun) над созданием аварийной системы обнаружения неисправностей на РН.
В 1963 году вместе с Аланом Шепардом начал готовиться к первому пилотируемому полету на новом двухместном корабле «Gemini» в качестве пилота, но после того как в конце 1963 года Шепард был отстранен от подготовки к полету в связи с воспалением среднего уха, Борман был переведен пилотом в дублирующий экипаж Gemini 4.
Первый полет с 4 по 18 декабря 1965 года совершил в качестве командира корабля «Gemini 7». Во время полета было проведено сближение на расстояние 30 см с выведеным позже кораблем «Gemini 6».
После 5-и часового совместного полета корабли вновь разошлись. Сам же полет являлся рекордным по продолжительности. Продолжительность полета составила 13 суток 18 часов 35 минут 1 секунда.
В сентябре 1966 года был назначен в дублирующий экипаж второго полета по программе Apollo, а в декабре 1966 года был назначен командиром экипажа третьего пилотируемого полета, который должен был стать первым с использованием РН Saturn 5. Однако после пожара в кабине корабля «Apollo 1» (SA-204) в январе 1967 года полеты были отменены. В ноябре 1967 года был назначен командиром экипажа корабля «Apollo 9».
Второй полет с 21 по 27 декабря 1968 года совершил в качестве командира корабля «Apollo 8». 24 декабря корабль перешел на селеноцентрическую орбиту, на которой оставася 20 часов 07 минут, сделав 10 витков. Таким образом впервые в истории пилотируемый корабль вышел на орбиту Луны. Продолжительность полета составила 6 суток 3 часа 00 минут 42 секунды. Ушел из НАСА в июле 1970 года.
В начале 1969 года стал консультантом в авиакомпании Eastern Airlines. В декабре 1970 года был назначен вице-президентом оперативной группы авиакомпании. В июле 1974 года был назначен исполнительным вице-президентом — Генеральным менеджером производства и избран в совет директоров.
В мае 1975 года был избран президентом и главным операционным директором, а в декабре 1975 года — главным исполнительным директором. В декабре 1976 года он стал еще и председателем совета директоров.
Работал в авиакомпании до июня 1986 года. В 1986 году стал вице-председателем и директором Texas Air Corp. в Хьюстоне (Houston). В 1988 году был назначен консультантом по маркетингу компании Aerospatiale General Aviation в Техасе и главным исполнительным директором корпорации Patlex Corp. в Калифорнии.
Награжден Крестом ВВС «За выдающиеся летные заслуги, и Космической медалью почёта конгресса. Награжден также медалью НАСА «За выдающиеся заслуги», медалью НАСА «За исключительные заслуги». Удостоен премии Посла исследований NASA (NASA Ambassador of Exploration Award) (2006).
- Комментариев пока нет. Ваш комментарий сможет стать первым.