Хрунов Евгений Васильевич

Евгений Хрунов
Краткая информация

Возраст на момент смерти: 66 лет

Дата рождения: 10.09.1933

Место рождения: д. Пруды, Воловский район, Тульская область

Дата cмерти: 19.05.2000

Место смерти: Москва, Останкинское кладбище, Россия

Знак зодиака: Дева

Гражданство: Россия

Евгений Васильевич Хрунов — лётчик-космонавт СССР (1969), заслуженный мастер спорта СССР (1969), доктор технических наук, герой Советского Союза (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 января 1969 года). Хрунов родился 10 сентября 1933 года в деревне Пруды Воловского района Тульской области в большой крестьянской семье.

Кроме него, у Василия Егоровича и Аграфены Николаевны Хруновых были еще две дочери и пять сыновей. Детство Евгения, как и всех детей того времени, пришлось на годы войны. Не раз доводилось ему быть свидетелем жестоких воздушных боев между советскими и немецкими летчиками, которые разворачивались в небе над деревней.

По воспоминаниям родных, именно тогда у него и родилось желание стать летчиком. С годами это стремление не только не исчезло, но и окрепло. Нелегкими были и послевоенные годы, особенно после того, как умер отец. Матери в одиночку пришлось воспитывать многочисленное семейство.

После окончания семи классов средней школы, Евгений поступил в сельскохозяйственный техникум в городе Кашира (Тульская область), который закончил в 1952 году. В том же году был призван в ряды Советской Армии и направлен на учебу в военную авиационную школу.

В следующем году подал заявление и был зачислен в Батайское военное авиационное училище летчиков. Как вспоминали впоследствии его сослуживцы, летать любил до самозабвения.

В 1956 году закончил училище и был направлен для прохождения службы в 86-й гвардейский истребительный авиационный полк 119-й истребительной авиационной дивизии 48-й Воздушной армии, дислоцированной на территории Одесского военного округа.

Так получилось, что в одном звене с Хруновым служил еще один будущий космонавт, тоже член гагаринского набора, Виктор Горбатко. В 1959 году они оба успешно прошли медицинскую комиссию и 9 марта 1960 года приказом Главнокомандующего Военно-воздушными силами Константина Вершинина были зачислены в состав войсковой части 26266 — будущего Центра подготовки космонавтов.

Спустя год, завершив общекосмическую подготовку, Хрунов стал полноправным космонавтом. Тогда же начались тренировки в рамках конкретных программ. Первые перспективные планы полетов кораблей «Восток», составленные еще в конце 1961 года, предусматривали пуски 15 кораблей. Один из них — «Восток-12» — предстояло пилотировать Хрунову.

Программа предусматривала полет продолжительностью 10-15 суток на высоте до 1000 километров. Но уже в 1963 году планы были пересмотрены и Хрунов был включен в группу, начавшую подготовку к полету двух «Востоков» продолжительностью 8-10 суток.

Однако и этим планам не суждено было сбыться — дальнейшее строительство кораблей «Восток» было прекращено и все космонавты начали готовиться к полетам по другим программам. В 1964 году Хрунов приступил к подготовке по программе «Выход», предусматривавшей осуществление первого выхода человека в открытый космос.

18 марта 1965 года Алексей Леонов первым в мире покинул кабину корабля и отправился в свободное парение над нашей планетой. Дублером Алексея Леонова был Евгений Хрунов. Тогда об этом знали лишь единицы.

После успешного осуществления полета корабля «Восход-2», были составлены планы дальнейших полетов кораблей этого типа. К сожалению, эти планы неоднократно пересматривались и, в конце концов, так и остались нереализованными.

Сначала Хрунов готовился в качестве командира корабля «Восход-6» со сроком запуска в начале 1967 года, а затем в качестве второго пилота одного из «Восходов», когда ему предстояло совершить 2-3 выхода в открытый космос с удалением от корабля на 50-100 метров. Но, как я уже сказал, новых полетов «Восходов» больше не было.

Им на смену пришли более современные корабли «Союз», к полетам на которых и стал готовиться Хрунов. В середине 60-х годов в Советском Союзе реализовывались сразу несколько пилотируемых программ. Хрунов готовился к полетам на кораблях типа «Союз 7К-ОК» по околоземной орбите и на кораблях типа «Л-3» к Луне.

Когда шал подготовка к старту первых двух кораблей типа «Союз 7К-ОК», Хрунов вместе с Валерием Быковским и Алексеем Елисеевым был включен в состав основного экипажа корабля «Союза-2».

Программа полета предусматривала стыковку «Союза-2» с кораблем «Союз-1», на борту которого в космос должен был отправиться Владимир Комаров. Затем Хрунов и Елисеев должны были через открытый космос перейти из корабля в корабль и уже на «Союзе-1» возвратиться на Землю.

Эксперимент начался 23 апреля 1967 года стартом «Союза-1». «Союз-2» должен был стартовать на следующий день. Неполадки на «Союзе-1» начались вскоре после старта и полет «Союза-2» пришлось отменить. А 24 апреля 1967 года при возвращении на Землю космонавт Владимир Комаров погиб.

Происшедшая трагедия заставила разработчиков внести существенные изменения в конструкцию корабля и, что вполне естественно, пересмотреть планы дальнейших пилотируемых полетов. Несмотря на задержку, Хрунов вместе со своими товарищами продолжал тренировки.

Без отрыва от работы в Центре подготовки космонавтов, в 1968 году, он закончил Военно-инженерную академию имени Н.Е.Жуковского, получив в дополнение к военному еще и инженерное образование. И вот, наконец, пришел звездный час Евгения Хрунова.

15 января 1969 года вместе с Борисом Волыновым и Алексеем Елисеевым он отправился на орбиту на корабле «Союз-5». Следующий день был ознаменован появлением на околоземной орбите первой в мире экспериментальной орбитальной космической станции. А затем был осуществлен еще один эксперимент не имеющий аналогов.

Евгений Хрунов и Алексей Елисеев надели скафандры и вышли в открытый космос. Спустя 37 минут их встретил на корабле «Союз-4» Владимир Шаталов. До сих пор этот переход из корабля в корабль через открытый космос остается единственным. 17 января космонавты возвратились на Землю. Евгений Хрунов проработал в космосе 1 сутки 23 часа 45 минут 50 секунд.

А потом была подготовка к новым полетам, но больше в космос Хрунову слетать не удалось. Было ли это фатальным невезением или чем-то иным, сказать трудно.В июле 1969 года он был назначен командиром дублирующего экипажа корабля «Союз-7», вместо заболевшего Анатолия Куклина.

А спустя несколько дней сам попал в автомобильную аварию и был отстранен от дальнейшей подготовки. Советская «лунная программа», где Хрунову отводилась далеко не последняя роль, была закрыта.

Работа в Центре подготовки космонавтов не помешала Евгению Хрунову продолжить свое образование. В 1971 году он защитил кандидатскую диссертацию Тема ее — биомеханика работы человека в условиях космического пространства.

А в 1972 году с золотой медалью окончил Военно-политическую академию имени В.И.Ленина. В дальнейшем Хрунову пришлось готовиться к полетам по ряду других программ, в том числе по программе «Алмаз» (пилотируемая разведывательная орбитальная станция).

В конце 70-х годов, когда началась реализация программы «Интеркосмос», он был одним из тех, кто готовился к этим полетам. В 1980 году вместе с кубинцем Хосе Армандо Лопесом Фальконом готовился в качестве дублера по программе советско-кубинского полета, а затем вместе с Думитру Прунариу приступил к подготовке к советско-румынскому полету в качестве командира основного экипажа.

Но и эдесь его ждало жестокое разочарование. В декабре 1980 года за нарушение режима Хрунов был отстранен от подготовки и отчислен из отряда космонавтов. Следующим местом его работы стало НИИ-30 Министерства обороны СССР. Там он работал старшим научным сотрудником 120-й лаборатории 46-го отдела 1-го управления института.

С 1983 года по 1989 год работал в Главном техническом управлении Государственного комитета СССР по внешнеэкономическим связям (заместитель начальника управления, начальник управления). После увольнения в 1989 году из рядов Вооруженных сил СССР в звании полковника, принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Награжден орденом Ленина, орденом Красной Звезды, 10 советскими и двумя болгарскими медалями. Академия наук СССР наградила его золотой медалью имени К.Э.Циолковского, а Международная авиационная федерация — почетным дипломом имени В.М.Комарова и медалью де Лаво.

Заслуженный мастер спорта СССР. Почетный гражданин российских городов Калуга, Тула, Шахтерск, Чирчик, деревни Пруды. Его именем названы улицы в райцентре Волово Тульской области, Непрядвенская и Краснознаменская школы Щелковского района.

Скончался 19 мая 2000 года. Похоронен в Москве на Останкинском кладбище.

Вам также могут быть интересны
Добавить комментарий
Комментарии (0)
  • Комментариев пока нет. Ваш комментарий сможет стать первым.
АвантюристыАктерыАртисты балетаАстронавтыАтлетыБалетмейстерыБейсболистыБизнесменыВетераныВоенные деятелиГимнастыГосударственные деятелиКомикиКомпозиторыКонструкторыКосмические туристыКосмонавтыЛетчикиМедиумыМенталистыМузыкантыОбщественные деятелиОкеанографыОккультистыПевцыПисателиПолитикиПолководцыПоэтыПредпринимателиПреступникиПрограммистыПродюсерыПублицистыРеволюционерыРежиссерыРелигиозные деятелиСамозванцыСпортсменыТанцовщикиТелеведущиеУправленцыУчёныеФилософыФутболистыХудожникиШпионы