Возраст: 58 лет
Дата рождения: 09.08.1966
Место рождения: г. Казань
Знак зодиака: Лев
Гражданство: Россия
Семейное положение: Разведен
Ранние годы, образование
Хуснуллин Марат Шакирзянович родился 9 августа 1966 года в крупнейшем городе и столице Татарской АССР — Казани. Об отце информации нет. О матери известно, что она длительное время трудилась медсестрой и медиком на теплоходе и в летние каникулы постоянно брала в длительные речные круизы сына с собой. Так, путешествуя по Волге, Дону, Неве и другим рекам, мальчик мечтал вырасти и стать капитаном подобного речного теплохода.
Своё детство Марат Хуснуллин провёл недалеко от Казани — в Чистополе. В этом городе, расположенном примерно в 100 км от столицы Татарстана. Там же в Чистополе он окончил среднюю школу. Ещё в старших классах Марат Шакирзянович начал углублённо изучать точные науки и в дальнейшем решил получить экономическое образование.
Так, следуя своей цели, в 1983 году молодой человек поступил в Казанский финансово-экономический институт. Однако проучился он всего один год, после чего ему пришлось оставить учёбу ради службы в армии — в то время отменили отсрочку студентам, действовавшую на период обучения. При этом он не оставил своей цели и в дальнейшем планировал получить высшее образование.
Далее, отслужив два года в армии, Хуснуллин в 1986 году вернулся в КГФЭИ и продолжил обучение. В итоге в 1990 году он успешно окончил вуз, получив диплом с отличием по специальности «экономика». А в 2000 году в Великобритании прошёл переподготовку по специальности «профессиональный менеджмент». Чуть позже, в 2006 году, защитив успешно диссертацию, Марат Хуснуллин стал кандидатом экономических наук.
Профессиональная деятельность
Свою трудовую деятельность Марат Шакирзянович начал одновременно с обучением в институте, устроившись там же лаборантом. Вернувшись в институт после армии, он продолжил работать в альма-матер. В этот период Хуснуллин углублённо изучал экономические дисциплины и особенно бухучёт, вскоре он решил найти работу по своей будущей специализации.
Так, в 1987 году, уволившись с должности лаборанта, он устроился в строительный кооператив главным бухгалтером. Достаточно быстро он стал председателем кооператива, проработал в этой должности до 1995 года. Полученные знания и накопленный опыт требовали применения, а потому Марат Шакирзянович перешёл на работу в более крупную строительную фирму «Интерпластсервис», получил пост генерального директора.
Проработав в этой должности два года, Хуснуллин перешёл в качестве руководителя в другую крупную строительную организацию — торгово-промышленную фирму «Ак Барс». На протяжении нескольких лет под его руководством компания реализовала в Казани несколько крупных строительных проектов. Работая в строительной сфере, в то же время Марат Хуснуллин начал задумываться о возможности построения карьеры госслужащего.
Так, в 1999 году он был избран депутатом Госсовета Татарстана. Ещё через год он получил предложение поработать в крупнейшей электросетевой компании Татарстана ГУП ПЭО «Татэнерго» в должности заместителя гендиректора. В этой организации Марат Шакирзянович занимался вопросами материально-технического снабжения, строительства и инвестиций. В «Татэнерго» Хуснуллин проработал около года.
В 2001 году кандидатура Марата Хуснуллина была утверждена на пост министра строительства Татарстана. Вступив в эту должность, первостепенной задачей он считал привлечение в регион федеральных инвестиций. Этот вопрос он смог решить положительно. Благодаря притоку инвестиций в Татарстане начались активные строительные работы, модернизация всей инфраструктуры.
В частности, стали активно реализовываться проекты по сносу ветхого жилья, возведению современных жилых комплексов, улучшению транспортно-дорожной сети, строительству школ, детских садов и иных объектов. Главная идея Хуснуллина — разработка типовых проектов жилых комплексов, которые можно реализовать по всей республике. Это позволяло сократить время и существенно уменьшить затраты на обновление жилого фонда.
Высвободившиеся таким образом финансы отправлялись на другие нужды, в частности, на строительство объектов дорожно-транспортной системы, улучшение социальной инфраструктуры и т.п. Такой подход был поддержан как в самой республике, так и Правительством РФ, что ещё больше способствовало увеличению инвестиционного потока в регион. А потому масштабные строительные проекты в этот период реализовывались один за другим.
Пост министра строительства Татарстана Хуснуллин занимал достаточно долго — с 2001 по 2010 год. И на протяжении всего этого времени строительные работы в регионе практически не прекращались: появлялись школы, больницы, детские сады, спортивные объекты, жилые комплексы, автодороги и прочие объекты. Поэтому текущий вид Казани и других городов республики в немалой степени является заслугой Марата Шакирзяновича.
Помимо прочего, Марат Хуснуллин курировал и мероприятия, связанные с подготовкой к 1000-летнему юбилею Казани. К 2005 году в столице Татарстана было запущено метро, строительство которого продолжилось и после юбилейной даты. В том же году была достроена мечеть Кул-Шариф — одна из достопримечательностей современной Казани. А ещё был открыт автомобильный мост Миллениум, общая протяжённость которого составила 1,5 км.
Также под контролем Марата Шакирзяновича велось строительство объектов ко Всемирной летней универсиаде, проведение которой в столице Татарстана было запланировано на 2013 год. В частности, были построены: волейбольный центр «Санкт-Петербург», большой дворец единоборств «Ак Барс», крытый бассейн «Акчарлак», универсальный спортивный комплекс «Триумф», центры бокса, плавания, хоккея на траве и другие объекты.
Ещё ряд начатых при Хуснуллине проектов — училище олимпийского резерва, футбольный стадион на 45 000 мест, объекты Деревни Универсиады, Дворец водного спорта, центр гребли, центр для спортсменов-гимнастов, некоторые другие объекты — были закончены уже после того, как в 2010 году Марат Шакирзянович покинул свой пост министра, получив приглашение занять руководящую должность в правительстве Москвы.
В Москве он начал работать в должности главы Департамента городского строительства. Однако там он проработал всего две недели, после чего был назначен на другую должность — заместителя мэра по вопросам градостроительства. Спустя ещё три месяца, Марат Шакирзянович возглавил комиссию по борьбе с незаконным строительством на территории Москвы.
Эта работа была не только сложной, но и опасной. И как позднее вспоминал сам Марат Шакирзянович, он неоднократно получал угрозы в свой адрес от владельцев незаконно возведённых объектов. Однако это был не единственный сложный вопрос, с которым пришлось столкнуться чиновнику. Ещё сложнее оказалась проблема московских пробок, которые ежемесячно только увеличивались. Требовалось найти срочное решение.
Выход из положения Марат Шакирзянович видел в развитии общественного транспорта и дорожной сети. Его поддержал мэр Москвы, согласовав реализацию соответствующих проектов. Так при непосредственно участии Хуснуллина со временем в Москве появились дополнительные 100 км линий метро и несколько десятков новых станций, было построено Московское центральное кольцо и стартовало строительство Большой кольцевой линии. Также появились два Московских центральных диаметра.
Не менее активно велась модернизация дорожной-транспортной сети. Продолжилось активное строительство загородных автодорог, реконструкция развязок МКАД, а также строительство новых вылетных магистралей. С 2011 по 2019 год под контролем Марата Шакирзяновича в общей сложности было построено порядка 800 км трасс.
Другим важным направлением деятельности Марата Хуснуллина стал контроль экспертизы проектной документации по объектам, строительство которых финансировалось городским бюджетом. Благодаря проделанной вице-мэром работе была проведена оптимизация проектных решений, повышен уровень конкуренции среди подрядчиков, уменьшен размер затрат. В итоге бюджет сэкономил на этом около 19 млрд рублей.
Марат Шакирзянович также курировал и запуск системы электронного документооборота в сфере строительства, которая была призвана упростить и ускорить оформление строительной документации: разрешений на строительство, планов земельных участков, заключений и экспертиз, а также иных документов. Все нововведения в рамках внедрения этой программы согласовывались непосредственно с Хуснуллиным.
В 2012 году Марат Шакирзянович приступил к решению вопросов, связанных со строительством крупного столичного объекта — делового центра «Москва-Сити». В ходе работы возглавляемого им штаба строительства была изменена планировка прилегающих к комплексу улиц, добавлено около 2,5 км многополосных автодорог, разработаны транспортные развязки, внесены изменения в график строительства новых башен.
В том же году Марату Хуснуллину было поручено ещё одно направление — территория так называемой «Новой Москвы». Это вошедшая в состав столицы достаточно большая территория общей площадью 1480 кв.км, где к тому моменту проживало порядка 250 000 человек. Хуснуллину было поручено курировать все вопросы, связанные с планированием и возведением объектов на территории Новой Москвы.
Благодаря активной и, главное, эффективной деятельности, Хуснуллина заметило высшее руководство страны. Новое назначение не заставило себя ждать. Уже в 2020 году ему была поручена ещё более ответственная работа. Марат Шакирзянович был назначен заместителем председателя Правительства РФ. При этом круг его полномочий и обязанностей оказался чрезвычайно широк.
Так, основными направлениями деятельности Марата Хуснуллина в новой должности стали: развитие и модернизация городской инфраструктуры, выработка решений для снижения ставок по ипотечному кредитованию, строительство современных и безопасных автодорог, управление объектами государственной собственности, решение проблем по направлению ЖКХ и архитектуры, вопросы градостроительной политики.
Помимо этого, ему было поручено курировать Севастополь и Республику Крым. А в 2001 году в рамках исполнения распоряжения президента по усилению контроля за региональным развитием за Хуснуллиным было закреплено кураторство Южного федерального округа. Одновременно с этим он занимался вопросами укрепления и развития связей с ближайшими соседями — Абхазией и Южной Осетией.
В 2022 году сфера ответственности Марата Шакирзяновича пополнилась задачей восстановления территорий ДНР, ЛНР, Запорожской, Херсонской областей. Он стал заниматься вопросами модернизации коммунальной инфраструктуры, ремонтом и строительством автодорог, восстановлением и возведением нового жилья, иными жизненно важными вопросами.
Марат Хуснуллин сейчас
Марат Шакирзянович и сегодня продолжает решать множество сложных вопросов в ключевых для развития страны направлениях. При этом за что бы он не взялся, его профессионализм и огромный опыт работы неизменно дают положительный результат в решении того или иного вопроса. Именно поэтому при формировании нового состава Правительства РФ весной 2024 года Хуснуллин сохранил за собой должность вице-премьера.
При этом объём стоящих перед ним задач в самых разных сферах только увеличивается. В частности, в числе новых важных задач, порученных вице-премьеру, — строительство транспортных коридоров, посредством которых Россия сможет активизировать существующие и установить новые торговые контакты со странами Азии. С учётом текущей внешнеполитической ситуации эта задача является стратегической для страны.
В рамках её решения Марат Шакирзянович работает над проработкой новых маршрутов выхода к Каспийскому морю, странам Центральной Азии, а также странам на побережье Индийского океана — в данном случае через территорию Ирана. Поэтому он находится в постоянном взаимодействии со своими коллегами из заинтересованных в этом проекте стран: Казахстана, Узбекистана, Ирана, Таджикистана, Азербайджана.
В данном случае главной целью деятельности Хуснуллина является развитие международной логистики через выстраивание новых автомобильных дорог и железнодорожных путей. При этом к его ведению относится и внутренняя логистика, в частности развитие маршрутов из Приазовья в Донецкую, Херсонскую, Луганскую области, расширение автодорог, ведущих к Крымскому мосту.
Также Марат Шакирзянович занимается проблемами социально-экономического развития Крыма, в первую очередь строительством важных для полуострова объектов. Так, он курирует работу по реконструкции существующих очистных сооружений, строительству новых съездов с федеральной трассы «Таврида», прорабатывает мероприятия по повышению инвестиционной привлекательности Крыма.
И это ещё не весь перечень обязанностей вице-премьера. В настоящее время он также участвует в разработке масштабного нацпроекта «Инфраструктура для жизни», который подразумевает развитие российских городов, деревень и посёлков: предполагается замена устаревшего общественного транспорта, обновление жилищного фонда, модернизация и возведение объектов городской инфраструктуры, строительство социальных объектов.
Согласно поручению президента, разработка данного проекта должна быть завершена до конца 2024 года, а старт его реализации запланирован уже на начало 2025 года. При этом он объединит несколько самостоятельных госпрограмм с тем, чтобы синхронизировать процессы строительства объектов жилого фонда и городской инфраструктуры, обеспечить развитие дорожно-транспортной сети, увеличить объём инвестиционных вложений.
За годы своей карьеры Марат Хуснуллин не раз был удостоен государственных и иных наград: медалей ордена «За заслуги перед Отечеством» IV и II степени, ордена Почёта, ордена «За заслуги перед Республикой Татарстан», а также ордена Республики от руководства ДНР. Является заслуженным строителем РФ, почётным работником ЖКХ. РФ, а также почётным гражданином Казани.
Семья и личная жизнь
Будущую супругу Марат Шакирзянович встретил ещё в молодости. Они прожили много лет в браке, вырастили сына Альберта, дочерей Алину и Малику. Сейчас все дети уже взрослые и развивают собственные бизнес-проекты. В 2018 году Марат Хуснуллин оформил развод со своей супругой, после чего она вернула свою девичью фамилию.
Марат Шакирзянович не афширует информацию о себе и своих близких, стараясь избежать излишнего внимания со стороны журналистов. И всё же известно, что он большой любитель собак — у него живут несколько лаек и азиатская овчарка. Ещё ему нравятся прогулки на снегоходе, рыбалка и особенно подводная охота.
Ученые степени и звания
- Кандидат экономических наук
Награды
- 2002 —«Медаль «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения»»
- 2008 —«Благодарственное письмо Президента Республики Татарстан»
- 2008 —«Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени»
- 2010 —«Орден «За заслуги перед Республикой Татарстан»»
- 2013 —«Почётное звание «Заслуженный строитель Российской Федерации»»за заслуги в области строительства и многолетний добросовестный труд
- 2014 —«Премия «Скрипач на крыше» в номинации «Государственная деятельность»»за содействие в развитии социальной инфраструктуры еврейской общины
- 2016 —«Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени»
- 2018 —«Орден Почёта»
- 2023 —«Орден Республики»за значительный вклад в восстановление и развитие отрасли строительства в Донецкой Народной Республике
- 2024 —«Почётный гражданин Казани»
Hi there, I found your site via Google while looking for a related matter, your website came up, it appears good. I’ve bookmarked it in my google bookmarks.
http://www.tlovertonet.com/