Хуснуллин Марат Шакирзянович

Марат Хуснуллин
Краткая информация

Возраст: 58 лет

Дата рождения: 09.08.1966

Место рождения: г. Казань

Знак зодиака: Лев

Гражданство: Россия

Семейное положение: Разведен

Ранние годы, образование

Хуснуллин Марат Шакирзянович родился 9 августа 1966 года в крупнейшем городе и столице Татарской АССР — Казани. Об отце информации нет. О матери известно, что она длительное время трудилась медсестрой и медиком на теплоходе и в летние каникулы постоянно брала в длительные речные круизы сына с собой. Так, путешествуя по Волге, Дону, Неве и другим рекам, мальчик мечтал вырасти и стать капитаном подобного речного теплохода.

Своё детство Марат Хуснуллин провёл недалеко от Казани — в Чистополе. В этом городе, расположенном примерно в 100 км от столицы Татарстана. Там же в Чистополе он окончил среднюю школу. Ещё в старших классах Марат Шакирзянович начал углублённо изучать точные науки и в дальнейшем решил получить экономическое образование.

Так, следуя своей цели, в 1983 году молодой человек поступил в Казанский финансово-экономический институт. Однако проучился он всего один год, после чего ему пришлось оставить учёбу ради службы в армии — в то время отменили отсрочку студентам, действовавшую на период обучения. При этом он не оставил своей цели и в дальнейшем планировал получить высшее образование.

Далее, отслужив два года в армии, Хуснуллин в 1986 году вернулся в КГФЭИ и продолжил обучение. В итоге в 1990 году он успешно окончил вуз, получив диплом с отличием по специальности «экономика». А в 2000 году в Великобритании прошёл переподготовку по специальности «профессиональный менеджмент». Чуть позже, в 2006 году, защитив успешно диссертацию, Марат Хуснуллин стал кандидатом экономических наук.

Марат Хуснуллин

Профессиональная деятельность

Свою трудовую деятельность Марат Шакирзянович начал одновременно с обучением в институте, устроившись там же лаборантом. Вернувшись в институт после армии, он продолжил работать в альма-матер. В этот период Хуснуллин углублённо изучал экономические дисциплины и особенно бухучёт, вскоре он решил найти работу по своей будущей специализации.

Так, в 1987 году, уволившись с должности лаборанта, он устроился в строительный кооператив главным бухгалтером. Достаточно быстро он стал председателем кооператива, проработал в этой должности до 1995 года. Полученные знания и накопленный опыт требовали применения, а потому Марат Шакирзянович перешёл на работу в более крупную строительную фирму «Интерпластсервис», получил пост генерального директора.

Проработав в этой должности два года, Хуснуллин перешёл в качестве руководителя в другую крупную строительную организацию — торгово-промышленную фирму «Ак Барс». На протяжении нескольких лет под его руководством компания реализовала в Казани несколько крупных строительных проектов. Работая в строительной сфере, в то же время Марат Хуснуллин начал задумываться о возможности построения карьеры госслужащего.

Так, в 1999 году он был избран депутатом Госсовета Татарстана. Ещё через год он получил предложение поработать в крупнейшей электросетевой компании Татарстана ГУП ПЭО «Татэнерго» в должности заместителя гендиректора. В этой организации Марат Шакирзянович занимался вопросами материально-технического снабжения, строительства и инвестиций. В «Татэнерго» Хуснуллин проработал около года.

В 2001 году кандидатура Марата Хуснуллина была утверждена на пост министра строительства Татарстана. Вступив в эту должность, первостепенной задачей он считал привлечение в регион федеральных инвестиций. Этот вопрос он смог решить положительно. Благодаря притоку инвестиций в Татарстане начались активные строительные работы, модернизация всей инфраструктуры.

В частности, стали активно реализовываться проекты по сносу ветхого жилья, возведению современных жилых комплексов, улучшению транспортно-дорожной сети, строительству школ, детских садов и иных объектов. Главная идея Хуснуллина — разработка типовых проектов жилых комплексов, которые можно реализовать по всей республике. Это позволяло сократить время и существенно уменьшить затраты на обновление жилого фонда.

Высвободившиеся таким образом финансы отправлялись на другие нужды, в частности, на строительство объектов дорожно-транспортной системы, улучшение социальной инфраструктуры и т.п. Такой подход был поддержан как в самой республике, так и Правительством РФ, что ещё больше способствовало увеличению инвестиционного потока в регион. А потому масштабные строительные проекты в этот период реализовывались один за другим.

Пост министра строительства Татарстана Хуснуллин занимал достаточно долго — с 2001 по 2010 год. И на протяжении всего этого времени строительные работы в регионе практически не прекращались: появлялись школы, больницы, детские сады, спортивные объекты, жилые комплексы, автодороги и прочие объекты. Поэтому текущий вид Казани и других городов республики в немалой степени является заслугой Марата Шакирзяновича.

Помимо прочего, Марат Хуснуллин курировал и мероприятия, связанные с подготовкой к 1000-летнему юбилею Казани. К 2005 году в столице Татарстана было запущено метро, строительство которого продолжилось и после юбилейной даты. В том же году была достроена мечеть Кул-Шариф — одна из достопримечательностей современной Казани. А ещё был открыт автомобильный мост Миллениум, общая протяжённость которого составила 1,5 км.

Также под контролем Марата Шакирзяновича велось строительство объектов ко Всемирной летней универсиаде, проведение которой в столице Татарстана было запланировано на 2013 год. В частности, были построены: волейбольный центр «Санкт-Петербург», большой дворец единоборств «Ак Барс», крытый бассейн «Акчарлак», универсальный спортивный комплекс «Триумф», центры бокса, плавания, хоккея на траве и другие объекты.

Ещё ряд начатых при Хуснуллине проектов — училище олимпийского резерва, футбольный стадион на 45 000 мест, объекты Деревни Универсиады, Дворец водного спорта, центр гребли, центр для спортсменов-гимнастов, некоторые другие объекты — были закончены уже после того, как в 2010 году Марат Шакирзянович покинул свой пост министра, получив приглашение занять руководящую должность в правительстве Москвы.

В Москве он начал работать в должности главы Департамента городского строительства. Однако там он проработал всего две недели, после чего был назначен на другую должность — заместителя мэра по вопросам градостроительства. Спустя ещё три месяца, Марат Шакирзянович возглавил комиссию по борьбе с незаконным строительством на территории Москвы.

Эта работа была не только сложной, но и опасной. И как позднее вспоминал сам Марат Шакирзянович, он неоднократно получал угрозы в свой адрес от владельцев незаконно возведённых объектов. Однако это был не единственный сложный вопрос, с которым пришлось столкнуться чиновнику. Ещё сложнее оказалась проблема московских пробок, которые ежемесячно только увеличивались. Требовалось найти срочное решение.

Выход из положения Марат Шакирзянович видел в развитии общественного транспорта и дорожной сети. Его поддержал мэр Москвы, согласовав реализацию соответствующих проектов. Так при непосредственно участии Хуснуллина со временем в Москве появились дополнительные 100 км линий метро и несколько десятков новых станций, было построено Московское центральное кольцо и стартовало строительство Большой кольцевой линии. Также появились два Московских центральных диаметра.

Не менее активно велась модернизация дорожной-транспортной сети. Продолжилось активное строительство загородных автодорог, реконструкция развязок МКАД, а также строительство новых вылетных магистралей. С 2011 по 2019 год под контролем Марата Шакирзяновича в общей сложности было построено порядка 800 км трасс.

Другим важным направлением деятельности Марата Хуснуллина стал контроль экспертизы проектной документации по объектам, строительство которых финансировалось городским бюджетом. Благодаря проделанной вице-мэром работе была проведена оптимизация проектных решений, повышен уровень конкуренции среди подрядчиков, уменьшен размер затрат. В итоге бюджет сэкономил на этом около 19 млрд рублей.

Марат Шакирзянович также курировал и запуск системы электронного документооборота в сфере строительства, которая была призвана упростить и ускорить оформление строительной документации: разрешений на строительство, планов земельных участков, заключений и экспертиз, а также иных документов. Все нововведения в рамках внедрения этой программы согласовывались непосредственно с Хуснуллиным.

В 2012 году Марат Шакирзянович приступил к решению вопросов, связанных со строительством крупного столичного объекта — делового центра «Москва-Сити». В ходе работы возглавляемого им штаба строительства была изменена планировка прилегающих к комплексу улиц, добавлено около 2,5 км многополосных автодорог, разработаны транспортные развязки, внесены изменения в график строительства новых башен.

В том же году Марату Хуснуллину было поручено ещё одно направление — территория так называемой «Новой Москвы». Это вошедшая в состав столицы достаточно большая территория общей площадью 1480 кв.км, где к тому моменту проживало порядка 250 000 человек. Хуснуллину было поручено курировать все вопросы, связанные с планированием и возведением объектов на территории Новой Москвы.

Благодаря активной и, главное, эффективной деятельности, Хуснуллина заметило высшее руководство страны. Новое назначение не заставило себя ждать. Уже в 2020 году ему была поручена ещё более ответственная работа. Марат Шакирзянович был назначен заместителем председателя Правительства РФ. При этом круг его полномочий и обязанностей оказался чрезвычайно широк.

Так, основными направлениями деятельности Марата Хуснуллина в новой должности стали: развитие и модернизация городской инфраструктуры, выработка решений для снижения ставок по ипотечному кредитованию, строительство современных и безопасных автодорог, управление объектами государственной собственности, решение проблем по направлению ЖКХ и архитектуры, вопросы градостроительной политики.

Помимо этого, ему было поручено курировать Севастополь и Республику Крым. А в 2001 году в рамках исполнения распоряжения президента по усилению контроля за региональным развитием за Хуснуллиным было закреплено кураторство Южного федерального округа. Одновременно с этим он занимался вопросами укрепления и развития связей с ближайшими соседями — Абхазией и Южной Осетией.

В 2022 году сфера ответственности Марата Шакирзяновича пополнилась задачей восстановления территорий ДНР, ЛНР, Запорожской, Херсонской областей. Он стал заниматься вопросами модернизации коммунальной инфраструктуры, ремонтом и строительством автодорог, восстановлением и возведением нового жилья, иными жизненно важными вопросами.

Марат Хуснуллин

Марат Хуснуллин сейчас

Марат Шакирзянович и сегодня продолжает решать множество сложных вопросов в ключевых для развития страны направлениях. При этом за что бы он не взялся, его профессионализм и огромный опыт работы неизменно дают положительный результат в решении того или иного вопроса. Именно поэтому при формировании нового состава Правительства РФ весной 2024 года Хуснуллин сохранил за собой должность вице-премьера.

При этом объём стоящих перед ним задач в самых разных сферах только увеличивается. В частности, в числе новых важных задач, порученных вице-премьеру, — строительство транспортных коридоров, посредством которых Россия сможет активизировать существующие и установить новые торговые контакты со странами Азии. С учётом текущей внешнеполитической ситуации эта задача является стратегической для страны.

В рамках её решения Марат Шакирзянович работает над проработкой новых маршрутов выхода к Каспийскому морю, странам Центральной Азии, а также странам на побережье Индийского океана — в данном случае через территорию Ирана. Поэтому он находится в постоянном взаимодействии со своими коллегами из заинтересованных в этом проекте стран: Казахстана, Узбекистана, Ирана, Таджикистана, Азербайджана.

В данном случае главной целью деятельности Хуснуллина является развитие международной логистики через выстраивание новых автомобильных дорог и железнодорожных путей. При этом к его ведению относится и внутренняя логистика, в частности развитие маршрутов из Приазовья в Донецкую, Херсонскую, Луганскую области, расширение автодорог, ведущих к Крымскому мосту.

Также Марат Шакирзянович занимается проблемами социально-экономического развития Крыма, в первую очередь строительством важных для полуострова объектов. Так, он курирует работу по реконструкции существующих очистных сооружений, строительству новых съездов с федеральной трассы «Таврида», прорабатывает мероприятия по повышению инвестиционной привлекательности Крыма.

И это ещё не весь перечень обязанностей вице-премьера. В настоящее время он также участвует в разработке масштабного нацпроекта «Инфраструктура для жизни», который подразумевает развитие российских городов, деревень и посёлков: предполагается замена устаревшего общественного транспорта, обновление жилищного фонда, модернизация и возведение объектов городской инфраструктуры, строительство социальных объектов.

Согласно поручению президента, разработка данного проекта должна быть завершена до конца 2024 года, а старт его реализации запланирован уже на начало 2025 года. При этом он объединит несколько самостоятельных госпрограмм с тем, чтобы синхронизировать процессы строительства объектов жилого фонда и городской инфраструктуры, обеспечить развитие дорожно-транспортной сети, увеличить объём инвестиционных вложений.

За годы своей карьеры Марат Хуснуллин не раз был удостоен государственных и иных наград: медалей ордена «За заслуги перед Отечеством» IV и II степени, ордена Почёта, ордена «За заслуги перед Республикой Татарстан», а также ордена Республики от руководства ДНР. Является заслуженным строителем РФ, почётным работником ЖКХ. РФ, а также почётным гражданином Казани.

Марат Хуснуллин

Семья и личная жизнь

Будущую супругу Марат Шакирзянович встретил ещё в молодости. Они прожили много лет в браке, вырастили сына Альберта, дочерей Алину и Малику. Сейчас все дети уже взрослые и развивают собственные бизнес-проекты. В 2018 году Марат Хуснуллин оформил развод со своей супругой, после чего она вернула свою девичью фамилию.

Марат Шакирзянович не афширует информацию о себе и своих близких, стараясь избежать излишнего внимания со стороны журналистов. И всё же известно, что он большой любитель собак — у него живут несколько лаек и азиатская овчарка. Ещё ему нравятся прогулки на снегоходе, рыбалка и особенно подводная охота.

Марат Хуснуллин

Ученые степени и звания

  • Кандидат экономических наук

Награды

  • 2002 —«Медаль «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения»»
  • 2008 —«Благодарственное письмо Президента Республики Татарстан»
  • 2008 —«Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени»
  • 2010 —«Орден «За заслуги перед Республикой Татарстан»»
  • 2013 —«Почётное звание «Заслуженный строитель Российской Федерации»»за заслуги в области строительства и многолетний добросовестный труд
  • 2014 —«Премия «Скрипач на крыше» в номинации «Государственная деятельность»»за содействие в развитии социальной инфраструктуры еврейской общины
  • 2016 —«Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени»
  • 2018 —«Орден Почёта»
  • 2023 —«Орден Республики»за значительный вклад в восстановление и развитие отрасли строительства в Донецкой Народной Республике
  • 2024 —«Почётный гражданин Казани»
Вам также могут быть интересны
Микоян Анастас Иванович
Микоян Анастас Иванович
ПолитикиРеволюционеры
Владимир Бехтерев
Бехтерев Владимир Михайлович
Учёные
Ельцин Борис Николаевич
Ельцин Борис Николаевич
Государственные деятелиПолитики
Добавить комментарий
Комментарии (0)
  • Комментариев пока нет. Ваш комментарий сможет стать первым.
АвантюристыАктерыАртисты балетаАстронавтыАтлетыБалетмейстерыБейсболистыБизнесменыВетераныВоенные деятелиГимнастыГосударственные деятелиКомикиКомпозиторыКонструкторыКосмические туристыКосмонавтыЛетчикиМедиумыМенталистыМузыкантыОбщественные деятелиОкеанографыОккультистыПевцыПисателиПолитикиПолководцыПоэтыПредпринимателиПреступникиПрограммистыПродюсерыПублицистыРеволюционерыРежиссерыРелигиозные деятелиСамозванцыСпортсменыТанцовщикиТелеведущиеУправленцыУчёныеФилософыФутболистыХудожникиШпионы