Мата Хари (Маргарита Гертруда Целле)

Мата Хари (Маргарита Гертруда Целле)(1876-1917)

Эта легендарная женщина родилась в 1876 году в маленьком голландском городке Леувардене, в семье преуспевающего шляпника Адама Целле (или Зелле, по другому переводу). Родители Маргариты Гертруды были ничем не примечательны, поэтому впоследствии она «облагородила» их в своих рассказах, сделав отца бургомистром, а мать – первой красавицей города. Последнее, возможно, и соответствовало действительности.

Родные с детства звали ее Грит. Отец обожал единственную дочь и бесконечно баловал ее. В 1891 году он разорился и сбежал от кредиторов, а спустя год умерла мать, потрясенная крушением всего уклада жизни, развалом семьи и позором. О трех родных братьях Маргарита, которую воспитывала бабушка, никогда и нигде не упоминала.

Маргарите еще не было двадцати, когда она отправилась в Лейден, где решила стать учительницей начальной школы. И, наверное, все в ее жизни сложилось бы по-другому, если б не обстоятельства. В нее влюбился директор педагогического училища, из-за чего девушка оставила учебу и переехала к своему дяде в Гаагу.

Перемены в судьбе Маргариты произошли из-за самого обыкновенного знакомства по брачному объявлению. В марте 1895 года она решила ответить на помещенный в газете текст: «Офицер, проходящий службу в Голландской Индии (т. е. Индонезии), ищет девушку с кротким характером, с которой желал бы заключить брак». Офицера звали Рудольф Маклеод. Он выбрал Маргариту Целле из тысячи присланных фотографий. При встрече с ней он оказался еще больше очарован. Ему было под сорок, ей – девятнадцать. Спустя четыре месяца они поженились и обосновались в Амстердаме.

Опрометчивое замужество, как вскоре выяснилось, оказалось ошибкой, а Маклеод – картежником, пьяницей и бабником. Систематически напиваясь, он избивал жену.

«Слезы, мольбы, крики и отчаяние – вот что нужно было этому чудовищу, чтобы сломать все естественные барьеры стыда и нежности, существующие между мужчиной и женщиной. Другой любви он просто не знал…»

В конце концов супруг, вечно страдавший от безденежья и карточных долгов, отправил жену добывать средства к существованию вполне определенным способом. Госпожа Маклеод занялась самой настоящей проституцией при муже-сутенере и находила это занятие вполне нормальным: он получал деньги, она – удовольствие.

В своем дневнике она подробно описала всех любовников, в чьи объятия толкал ее циничный муж. Один из клиентов стал ее первой настоящей любовью, а заодно подал идею заняться восточными танцами. Но щедрый и наделенный большой фантазией любовник, к сожалению, скоропостижно скончался. А Маргарита отправилась в голландскую колонию Ост-Индии, куда был послан на службу ее супруг. В 1897 году у нее родился сын, а тремя годами позже – дочь.

Мальчик умер от отравления, когда семья жила в колонии. Маклеод считал, что во всем виновата жена, которая из-за своих любовных увлечений забросила детей. А подозрение в их отравлении (девочка, по счастью, выжила) пало на слугу-туземца (по другим источникам – на служанку), за что-то отомстившему голландскому офицеру – по одним сведениям, за жестокое обращение, по другим – за соблазнение своей невесты, работавшей у Маклеодов нянькой.

Уже в Голландии Маклеод, использовав свои связи, забрал дочь и скрылся. Лишь в 1906 году суд решил, что девочка должна быть передана под опеку матери, у которой не было ни гроша за душой. Молодой женщине, должно быть, пришлось испытать немало лишений и унижений, пока в один прекрасный день Париж не заговорил о новой звезде – исполнительнице восточных танцев.

В Париже Маргарита училась танцу в салоне некоей мадам Киреевской. По другой версии – в салоне этой русской княгини состоялся только ее дебют. Ее увидел господин Гюме – директор Музея азиатского искусства, который предложил ей выступать с концертами. Вместе они решили, что леди Маклеод будет называться Мата Хари, что в переводе с малайского означает «Утренний взгляд».

Так возник миф о Мата Хари – яванской храмовой танцовщице, которая якобы постигла искусство танца в индуистских храмах, где баядерки священнодействовали перед алтарем Шивы. Журналистам «женщина с Востока» рассказывала, что ее мать – индийская принцесса, а отец – шотландский барон. Мужчины искали с ней близости, и многим это удавалось.

«Высокая, стройная, она гордо держит на чудесной белой шее очаровательное лицо идеальной формы. Роскошные, бархатные, нежные темные глаза усиливаются очень длинными загнутыми ресницами. Их мечтательность напоминает ночную тайну, присущую самому Будде. Ее взгляд полон очарования. Иссиня-черные, разделенные тонким пробором волосы придают ее лицу чрезвычайную выразительность. Все это создание источает восторг, завораживает и ошеломляет».

Так живописали газеты портрет Мата Хари, выставленный в «Салоне» в 1912 году. Тридцатишестилетняя женщина, казалось, была неподвластна возрасту. Сначала она танцевала в Храме восточных религий, затем на самых респектабельных сценах Парижа. И всегда перед самой избранной публикой: министрами, дипломатами, знатью… Экзотическая музыка, опьяняющий запах фимиама, приглушенное освещение – все это создавало таинственный образ прекрасной танцовщицы, которая казалась зрителям неземным созданием.

Восторги поклонников, среди которых числились композиторы Пуччини и Массне, барон Ротшильд и «шоколадный» король Менье, опьяняли Мата Хари.

В начале 1914 года Мата Хари внесла последний штрих в свои выступления: в самом дорогом кабаре Парижа, танцуя под музыку, она начала раздеваться… Правда, танцовщица надевала на тело особое трико телесного цвета, и полностью обнаженной назвать ее было нельзя. Но и это производило на тогдашнюю публику неизгладимое впечатление. Ее «танец» явился предвестником современного стриптиза.

Мата Хари с успехом гастролировала за рубежом и сделалась самой высокооплачиваемой танцовщицей Европы. Ее именем называли даже выпускавшиеся в то время сорта чая и сигарет.

Первая мировая война резко сократила количество светских увеселений, на которых блистала танцовщица. Десятки поклонников ее бросили, приживалки исчезли. Перед Маргаритой снова замаячила нищета… Она же могла пережить, пожалуй, все, кроме забвения. И в поисках новых авантюр, поклонников, славы очертя голову бросилась… в разведку.

Существует немало предположений, на кого она работала: на немцев, на французов, одновременно на тех и на других? А может быть, утверждают некоторые, Мата Хари вообще не занималась шпионажем? Просто среди ее любовников были французские и немецкие сотрудники секретных служб, которые оплачивали ее услуги из фондов разведки…

В любом случае, разведчицей она была никудышной. Не соблюдала правил конспирации, открыто хвасталась своими знакомствами среди крупных военных чинов и политиков чуть ли не всех стран. Тем не менее секретные сведения выуживала и передавала кому надо. Точнее, тому, кто за это платил. Любой мужчина в ее объятиях становился мягче воска и с поразительной готовностью выбалтывал все известные ему государственные и военные тайны.

Не раз видели ее и у знаменитых игорных столов Монте-Карло, где прекрасная авантюристка однажды умудрилась выкрасть у немецкого агента секретные документы. Тот якобы уличил ее и попытался отнять бумаги. Мата Хари, не раздумывая ни секунды, вытащила из изящной дамской сумочки пистолет и застрелила неудачливого игрока. Бросив взгляд на поверженного, в крови, противника, она гневно воскликнула: «Какой нахал!» Очевидцы потом уверяли, что красавица защищала свою честь.

Спустя два года после начала войны Мата Хари уже редко вспоминала о танцах. Список ее любовников все расширялся, причем, помимо офицеров, появились и титулованные особы, в том числе два правящих монарха и один имперский князь, всевозможные послы и несколько военных министров. Последней парижской записью в ее дневнике 1917 года явилась следующая:

«…А однажды я схватила самую крупную добычу… высокопоставленного деятеля шпионской службы. Боюсь, когда-нибудь кто-то узнает об этой связи, и тогда мне не избежать смерти…»

Мата Хари чувствовала опасность, но остановиться уже не могла.

В бесконечном шлейфе любовников Мата Хари особое место занимал выходец из России, двадцатитрехлетний капитан Вадим Маслов, воевавший на французском фронте. Согласно одной из версий, она надумала заняться шпионажем именно для того, чтобы сколотить небольшой капитал, который позволил бы ей выйти замуж за неимущего офицера из Москвы.

Как впоследствии рассказывала ее бессменная служанка Анна Линчес, Маргарита сказала ей, что впервые в жизни по-настоящему полюбила этого обаятельного человека. Но офицерское собрание полка запретило капитану сочетаться браком с какой-то танцовщицей, уже далеко не юной да и с сомнительной репутацией.

Шпионская карьера Мата Хари завершилась крахом: Париж решил обезвредить «опасную» разведчицу, и по распоряжению военного министра ее арестовали прямо на Елисейских Полях.

Военный трибунал заседал в обстановке крайней растерянности. Признать танцовщицу виновной было трудно: все свидетельства и вещественные доказательства говорили скорее о том, что эта женщина все-таки принимала деньги не за шпионские сведения, а за свою любовь.

Проституток, особенно такого высокого класса, не приговаривают к смертной казни. Но Мата Хари категорически отказывалась признать себя женщиной легкого поведения и тем самым собственноручно затягивала петлю на своей прекрасной шее. Ее пытались поймать на вопросе, почему она охотилась за офицерами и политическими деятелями, а не за банкирами и миллионерами. Она ответила: «Самые богатые редко бросаются деньгами».

Последний из четырнадцати допросов состоялся 21 июня 1917 года. Но ни на одном из них не удалось выяснить, передавала ли Мата Хари какие-то сведения германской разведке. Самым большим ударом для Маргариты было то, что в суд не явился ее возлюбленный Вадим Маслов, показания которого, возможно, спасли бы ее. После двухдневного суда при закрытых дверях танцовщицу приговорили к расстрелу за шпионаж в пользу Германии. Не помогли ни апелляция, ни даже просьба о помиловании, поступившая от министерства иностранных дел Голландии.

В последний день своей жизни она сказала: «Думаю, я умру достойно. Вы увидите красивую смерть». Несомненно, она до самого конца надеялась на помилование. Но оставлять в живых возлюбленную многих и многих высокопоставленных лиц было слишком опасно.

Белье, надетое Мата Хари перед казнью, поражало изысканностью, а распоряжения, которые она отдавала тюремной монахине, напоминали больше приготовления светской дамы к выходу на прогулку: «Сестра, подайте мне вон то теплое платье, сегодня утро, наверное, холодное…»

Во время казни она с негодованием отстранилась, когда ее хотели привязать, и категорически отказалась от повязки на глазах. По одним источникам, двенадцать пуль пронзили тело сорокалетней танцовщицы, сводившее с ума стольких мужчин. По другим – в нее попали только трое… Когда выстрелы отгремели, один из солдат упал в обморок. Тело танцовщицы было передано в Сорбоннский университет для анатомических исследований.

Эта женщина, во многом ставшая жертвой правосудия, была расстреляна 15 октября 1917 года. Историк Леон Ширман, написавший книгу «Дело Мата Хари. Расследование одной махинации», считает, что ее казнь явилась результатом различных фальсификаций и подлогов.

Смертного приговора, по мнению историка, она не заслуживала. Но несмотря на обилие посвященных ей трудов, и поныне в ее судьбе остается немало белых пятен. Истина, возможно, восстановится в 2017 году, когда в соответствии с законом – сто лет спустя после знаменитого судебного вердикта – станут достоянием гласности все документы этого процесса…

В Леувардене к Маргарите Целле относятся как к национальной героине, очаровательной и решительной женщине, прославившей свою страну. Замысел установить ее статую в этом городе впервые родился лет двадцать назад, но тогда его жители воспротивились этому. Однако времена меняются, и в местном музее появилась экспозиция, посвященная Мата Хари…


ДЛЯ КОММЕНТИРОВАНИЯ, ВЫ ДОЛЖНЫ [ВОЙТИ]