Стрепетова Полина Антипьевна

Полина Стрепетова
Краткая информация

Возраст на момент смерти: 53 года

Дата рождения: 16.10.1850

Место рождения: Нижний Новгород, Российская империя

Дата cмерти: 17.10.1903

Место смерти: Санкт-Петербург, Российская империя

Знак зодиака: Весы

Гражданство: Российская империя

Ребенком ее подкинули в семью нижегородского театрального парикмахера. Очень может быть, что она была дочерью водевильной актрисы Глазуновой, которая имела пылкий роман с гвардейским офицером по фамилии Балакирев. За несколько месяцев до рождения ребенка бравый гвардеец исчез из города, а вскоре скрылась и актриса…

Как бы то ни было, экзальтированная, малограмотная, глубоко религиозная девочка никогда не знала ни отца, ни матери и не получила никакого образования.

Приемный отец разглядел талант Поленьки – в семь лет девочка сыграла свою первую роль в какой-то малозначительной переводной пьесе, а в неполные пятнадцать дебютировала в Рыбинске. Она была просто вынуждена пойти на сцену, чтобы прокормить семью доброго, но спившегося приемного родителя. С той поры вся жизнь ее отдана театру.

«Торжеством сценического таланта» назвал рецензент ярославских «Губернских ведомостей» ее появление в роли Софьи в модной мелодраме И. Самарина «Перемелется – мука будет». «Пятнадцатилетняя актриса, почти ребенок, – восторгался другой критик, – с неожиданной, совсем не детской силой и страстностью сыграла драму отверженной любви».

Она вела трудную кочевую жизнь провинциальной актрисы, часто нуждалась, нелегко сходилась с людьми. «Приходилось, – вспоминала позднее Пелагея Антипьевна, – жить впроголодь, перебиваться с хлеба на квас». Но на подмостках совершалось чудесное преображение.

Маленькая, некрасивая женщина с тяжелым характером становилась художницей, которой были доступны не известные до сих пор сцене глубины человеческой души. Она не делила своих героинь на плохих и хороших, на добрых и злых. Любая была для нее человеком со своей безмерностью страдания. И даже в темной крестьянке Лизавете («Горькая судьбина» А. Ф. Писемского) увидела она страдающего, тянущегося к любви человека.

В Самаре Поленьку Стрепетову настигло первое чувство. Она сошлась с женатым актером Михаилом Стрельским. Он же, имея на своем счету законную жену и не одну гражданскую, отдавал должное внимание и поклонницам, и молоденьким горничным, если таковые появлялись в доме. В 1871-м его пригласили в Казань в антрепризу Медведева. Стрепетова, ожидавшая ребенка, поехала вместе с ним. Их дочь родилась уже на новом месте…

На сцене Самарского театра Стрепетова имела такой успех, что эхо его докатилось даже до Петербурга и Москвы, и там заговорили о рождении новой трагической актрисы. Узнав об этом, антрепренер Медведев приехал домой к Пелагее Антипьевне и увидел непричесанную, некрасивую женщину в стоптанных туфлях.

Разговаривала она неприветливо, смотрела хмуро, да еще и запросила 75 рублей в месяц. Возмущенный Медведев не согласился. Но ему пришлось обращаться к Стрепетовой вновь, чтобы заменить сбежавшую премьершу, и после ее выступления антрепренер предложил ей такую же сумму за каждый спектакль. Позже эта цифра была увеличена. В Казанский театр хлынула вся местная интеллигенция, и сборы труппы резко поднялись.

Со временем громкие романы и маленькие интрижки Стрельского перестали занимать Пелагею Антипьевну. Но перед самым их разрывом выяснилось, что на свет должен появиться второй ребенок. Актриса уехала в Нижний Новгород, где вновь родила девочку, умершую через два месяца.

Стрепетовские гастроли в Москве прошли с сенсационным успехом.

Петр Ильич Чайковский писал своему брату: «По-моему, это безусловно гениальная актриса, я был подавлен громадной силой ее таланта». Писатель А. Плещеев утверждал, что она «играет, как Толстой говорит, как Репин пишет».

Она показывала человеческие страсти с жестоким, почти натуралистическим воспроизведением бытовых черт. Ее поведение на сцене казалось необычным: резкие движения, лишенные грации позы, бабья манера вздыхать и разговаривать.

«Тривиально простонародный выговор, более нежели непрезентабельная фигура, отсутствие благородного пластического жеста, какая-то певучая, пахнущая глухой провинцией читка стихов – вот вам г-жа Стрепетова в роли Марии Стюарт, – возмущалась газета «Театр и жизнь» в январе 1891 года. – И эта актриса требовала исполнения ролей классического репертуара на казенной сцене! И эта актриса была недовольна получаемым там министерским окладом!»

И тем не менее именно «эту актрису» сам Островский, автор пьесы «Гроза», назвал лучшей в России Катериной. Светом чистоты, искренности и гордого достоинства освещено было исполнение этой роли Стрепетовой. Еще бы: ведь драму Катерины актриса испытала на себе…

Случился и на ее улице праздник – новая любовь, большая и настоящая. Ее возлюбленный, а затем законный муж – высокий, широкоплечий, похожий на былинного Алешу Поповича Модест Писарев – талантливый актер, обладавший (редкость в театре того времени!) университетским образованием, не только познакомил Пелагею Антипьевну с Островским, Репиным, Стасовым, но ввел ее в круг великих идей…

«В то время это была нежная и счастливая пара, делившая и жизненные, и сценические успехи совместно, – писал современник. – Писарев имел на Стрепетову самое благотворное влияние, главное, он развил в ней вкус к большой работе…» «Это чувство так сильно, безгранично… для меня ты все – и женщина, и человек, и Бог!..» – признавался в письме возлюбленной Писарев. Хотя не раз увлекался другими…

Казалось бы, что значит на фоне этого яркого всеобъемлющего чувства нечаянное увлечение другой женщиной – красавицей-актрисой Александрой Глама-Мещерской? Но Стрепетова, как и ее героини, не простила. К тому же она услышала однажды, как свекровь, невзлюбившая невестку, склонную к истерикам, молилась в соседней комнате о ее смерти. Может быть, послышалось? Как бы то ни было, она навсегда ушла от человека, которого не переставала любить до самой кончины. А он – пройдет время – напишет воспоминания о бывшей жене…

Из Петербурга Стрепетова бежала в Москву, твердо решив начать новую жизнь в тридцать один год. Она скрыла свой адрес от Писарева, и его письма возвращались к автору нераспечатанными. Между тем на руках актрисы были дочь от Стрельского, Маша, и сын, Виссарион Писарев, названный в честь любимого критика В. Г. Белинского. Приходилось содержать и себя, и детей – работать на износ.

Всю жизнь вне сцены проходила она в скромнейших платьях и единственным предметом роскоши считала белоснежные, ею самой накрахмаленные воротнички и манжеты. В них и осталась навсегда на немногочисленных портретах…

«Ермолова и Ильинская, – считал художник Илья Репин, – действительно прекрасные актрисы, но до Стрепетовой им далеко».

В 1882 году как подготовительный этюд к картине «Одиночное заключение» («Тоска») мастер написал портрет Стрепетовой, который сейчас находится в пражской Национальной галерее. Результат был довольно неожиданным: картина явно не удалась, зато этюд к ней стал одним из шедевров русской живописи. Почти одновременно с репинским создавался и портрет кисти Н. Ярошенко.

Работая в Александринке, Стрепетова играла все реже, и Островский задумал помочь любимой актрисе. Он создал специально для нее образ Кручининой в комедии «Без вины виноватые». Но даже блистательно исполненная роль не помогла… Притеснения в театре продолжались. «Меня гонят… – писала Стрепетова драматургу и верному другу, – приезжайте и защитите меня, я совершенно одинока». Островский намеревался устроить перевод актрисы в московский Малый театр, где с ним очень считались, но увы… Буквально накануне осуществления этого плана он скончался. Стрепетова осталась без поддержки. Выход виделся в одном – покинуть Александринку.

Через девять лет, которые актриса вновь провела в скитаниях по России, о ней вспомнили, вновь пригласив в Александринку.

Последние годы жизни актрисы были омрачены следующими событиями. В нее пылко влюбился двадцативосьмилетний красавец-студент Александр Погодин, внук известного историка. Пелагея Антипьевна была на тринадцать лет старше его. Вопреки мольбам родственников он женился на Стрепетовой, и супруги поначалу были очень счастливы.

Актриса ревновала молодого мужа без всякого на то повода, и они постоянно ссорились. Потом его перевели в Москву по службе, а она ехать не соглашалась. В феврале 1893 года А. Погодин застрелился на пороге ее спальни. Родные молодого человека обвинили Стрепетову в его гибели. Положение растерянной, вновь одинокой актрисы осложнялось тем, что и квартира, и дом в Ялте, приобретенные на ее средства, были куплены на имя Погодина и теперь принадлежали его семье…

После этой трагической истории играть Стрепетовой было все тяжелее и тяжелее. Последний спектакль в ее жизни был весьма знаменательным. Вновь давали «Без вины виноватых», а у Мамонта Дальского, исполнявшего роль Незнамова, был очередной запой. Впопыхах нашли дублера, но, когда спектакль был в самом разгаре, в театр приехал Дальский в сильном подпитии.

На сцене Незнамовы появились перед оторопевшей Стрепетовой-Кручининой оба… Очнувшись, дублер поспешил скрыться за кулисами, и пьесу доигрывал пьяный Дальский, проглатывая слова и путаясь в тексте. По сути дела, спектакль этот явился провалом Стрепетовой. В марте 1900 года ей было вручено распоряжение, в котором сообщалось, что она может считать себя свободной от службы. Этим последним ударом фактически и закончилась творческая жизнь актрисы.

Виссарион, окончивший специальные дипломатические курсы, работал в русском посольстве в Константинополе и звал мать к себе. Пелагея Антипьевна собралась к сыну: раздала сценические костюмы, продала почти всю мебель. Повидалась в Петербурге с тяжело заболевшим Писаревым, который жил там с новой женой – актрисой и писательницей Анненковой-Бернар. Это была их последняя встреча… К сыну Пелагея Антипьевна так и не попала: оказавшись в больнице, перенесла две тяжелые операции, но все-таки умерла от рака 4 октября 1903 года. В день, который принято считать днем ее рождения…

Уже после смерти Стрепетовой ее сын, несчастливый в личной жизни, повторит трагическую судьбу своего отчима. В свое время мать не позволила ему жениться на любимой девушке, и та вышла замуж за другого…

«Ее искусство было убито раньше, чем она сама ушла из жизни», – сказал о Стрепетовой Михаил Царев.

Вам также могут быть интересны
Дионисий Глушицкий
Дионисий Глушицкий Димитрий
Религиозные деятели
Мария Савина
Савина Мария Гавриловна
Актеры
Микоян Анастас Иванович
Микоян Анастас Иванович
ПолитикиРеволюционеры
Добавить комментарий
Комментарии (0)
  • Комментариев пока нет. Ваш комментарий сможет стать первым.
АвантюристыАктерыАртисты балетаАстронавтыАтлетыБалетмейстерыБейсболистыБизнесменыВетераныВоенные деятелиГимнастыГосударственные деятелиКомпозиторыКонструкторыКосмические туристыКосмонавтыЛетчикиМедиумыМенталистыМузыкантыОбщественные деятелиОкеанографыОккультистыПевцыПисателиПолитикиПолководцыПоэтыПредпринимателиПреступникиПрограммистыПродюсерыПублицистыРеволюционерыРежиссерыРелигиозные деятелиСамозванцыСпортсменыТанцовщикиТелеведущиеУчёныеФилософыФутболистыХудожникиШпионы