Меню
Категории
Волчек Галина Борисовна
04.03.2014 АРТИСТЫ

Волчек Галина Борисовна(р. 1933)

Осенью 1996 года «Современник» гастролировал в престижном театре «Лафонте» на Бродвее. Много лет назад там играла прославленная труппа Московского Художественного театра… Судя по сообщениям американской прессы, гастроли имели оглушительный успех. Когда положительные рецензии появились во влиятельной «Нью-Йорк таймс», нервы Галины Волчек не выдержали и она разрыдалась на глазах у собственной труппы… Впрочем, это вполне объяснимо.

За свою более чем сорокалетнюю историю театр не снискал на родине престижных театральных наград. Галина Борисовна не раз упрекала критику в необъективности, обижалась за строгие статьи, хотя и говорила в итоге, что все это ей «безразлично». Для Америки сама она – человек не совсем безвестный. В 1978 году Галина Борисовна уже ставила спектакли в Хьюстоне, Нью-Йорке, Миннеаполисе…

Любимой работе она отдает практически все свое время с тех давних пор, когда «Современник» только создавался выпускниками школы-студии МХАТа во главе с Олегом Ефремовым. После его ухода во МХАТ Волчек по требованию труппы в 1972 году возглавила коллектив и с тех пор успешно руководит им, что не всякому мужчине по плечу.

«Я понимаю, какая тяжесть на нее свалилась, – говорил драматург Виктор Розов. – Но уровень «Современника», созданного когда-то Олегом Ефремовым вместе с товарищами, она сумела удержать. Он по-прежнему очень высок…»

«Я вообще росла в кинематографической семье, но по всем понятиям того времени не подходила под актерский стереотип, – говорит Г. Волчек. – Я была некрасивой. А в то время мода на некрасивых актрис еще не пришла. Но я твердо решила идти в театральный и хранила это в страшной тайне».

И не мудрено: отец Галины, известный кинооператор, снимавший все фильмы Михаила Ромма, тоже не верил, что из дочери с ее внешностью выйдет актриса, и даже в шутку обещал купить ей поднос: «Будешь на сцену выходить с репликой «Кушать подано»… Дочь, судя по всему, решила доказать свою правоту. И действительно доказала!

Желание связать свою жизнь с театром появилось у юной Гали не случайно: долгое время она жила в одном доме с Мариной Ладыниной, Николаем Крючковым, Михаилом Роммом, Романом Карменом. Многие из них приходили к ее отцу. Галина восхищалась Еленой Кузьминой, женой Ромма. А во время войны была просто влюблена в Людмилу Целиковскую. Словом, примеров для подражания хватало…

Родители Галины разошлись рано, и она росла с отцом и няней – простой деревенской женщиной. Характер с детства имела довольно решительный: не поладив со школьными учителями, шестнадцатилетняя Галя сдала экстерном выпускные экзамены и решила поступать в Школу-студию МХАТ. Но когда сдавала экзамены, вмешалась мама: «Все поступают сразу в несколько вузов, давай и ты куда-нибудь еще попробуй».

Так Волчек оказалась еще и в Вахтанговском училище. Да только опоздала, прием документов уже закончился и шли конкурсные прослушивания. Какой-то излишне откровенный товарищ в коридоре училища посмотрел на абитуриентку с жалостью и сказал: «Не жалейте, что опоздали, все равно с вашими данными вам не поступить». Но он даже не подозревал о духе противоречия, живущем в душе этой крупной девушки с косой, заколотой на затылке, в костюме, сшитом на мужской манер.

Внешность, внешность… Она и сегодня преподносит сюрпризы этой в общем обаятельной женщине. Однажды на рынке ее остановил какой-то человек и закричал во все горло: «Господи, посмотрите на нее – она вовсе не такая страшная, какой ее показывают в кино!» А она ничуть и не обольщалась на свой счет – никогда, по собственному признанию, себе не нравилась, но и особых комплексов не испытывала.

«Женщина обязана быть красивой, – говорит Галина Борисовна. – А если она себя таковой не считает, надо искать свой стиль, манеру поведения».

Еще во времена студенчества Галина влюбилась в Евгения Евстигнеева, который был старше ее на семь лет. Няня прокомментировала внешность ее избранника такими словами: «Не стыдно ему лысым ходить, хоть бы какую-нибудь шапчонку надел…» А Галина просто поставила домочадцев перед фактом: «Выхожу замуж».

Как вообще она стала режиссером, посягнув на чисто мужскую профессию? Когда ждала ребенка, маялась от вынужденного безделья. В это время в театре собирались уволить группу молодых актеров – ставилась под сомнение их профессиональная пригодность. Они же решили доказать свою жизнеспособность и поставить спектакль. Галине сказали: «Все равно ты свободна, посиди на репетициях, помоги…» Из этого «сидения» родился спектакль «Пять вечеров», благодаря которому полностью были реабилитированы молодые артисты. Далее – «Двое на качелях». И так уже – более тридцати лет…

«Иногда, глядя ее давние работы в театре, сохранившиеся благодаря телевидению, в кино (а снималась она у Козинцева, Данелия, других хороших режиссеров), нет-нет да пожалеешь о том, что актерский свой дар в землю закопала», – вздыхают журналисты. Сама Волчек расставалась с актерской профессией мучительно. После того как она поставила «Обыкновенную историю» – спектакль, за который театр получил Государственную премию, ее решили перевести на режиссерскую ставку. Тогда она сильно плакала…

Слезы, к сожалению, лились из ее глаз не только по поводу работы. Ей, молодой матери и жене, обожавшей мужа, пришлось решиться на развод: до Галины дошли слухи об увлечении мужа другой женщиной.

«Я не умею быть второй, – говорила она. – И даже первой не умею. Только единственной…»
«…я еще лучше узнала Женю, почувствовала, какой он нежный, как не умеет или не хочет сказать о своей любви: Галю Волчек он любил очень сильно, – вспоминает актриса Ольга Аросева. – Расставшись с ней, потерял как человек бесконечно много. Очень разных, противоположных по воспитанию, культуре, разных по характеру, этих выдающихся людей связывала огромная любовь, только любовь и соединяла…»

После развода Волчек при помощи все той же няни воспитывала маленького сына и продолжала дружить с бывшим мужем, восхищаясь его талантом. Спустя годы Евстигнеев однажды сказал Галине Борисовне, что она разрушила его жизнь, ведь должна была простить… Она не возражала: у актера было больное сердце, жить ему оставалось недолго – Волчек как будто чувствовала это.

Второй муж Галины Борисовны, талантливый ученый Марк Абелев, оказался прекрасным человеком. Волчек познакомилась с ним в Мурманске, где оба оказались случайно: он – в командировке, она – на гастролях вместе с «Современником». Они поженились, когда ее сыну Денису было пять лет. Марк Юрьевич легко нашел общий язык с мальчиком, и все было бы хорошо, но семейному счастью мешали другие подводные камни: ревность Абелева и постоянная борьба за первенство в семье.

В компании он чувствовал себя очень неуютно, когда его представляли как мужа Волчек… Он, например, мог прийти вечером в театр, когда Галина Борисовна принимала иностранную делегацию: «Извините, но моя жена устала, ей пора спать». Состояние режиссера легко представить после этого… Супруг справедливо обвинял Галину Борисовну в том, что ее дом – это театр, а театр – ее дом. Впрочем, и после развода они остались друзьями…

Однажды Галина Борисовна призналась:

«Всей мой жизнью я подвела себя к тому, что семья для меня стала невозможной. Это естественное состояние человека, который продался в рабство театру».

Последние годы Галина Волчек живет одна, но одиночество ее не очень тяготит. Поначалу было непривычно являться на светские приемы без спутника, а потом это стало само собой разумеющимся.

Сын Волчек, Денис Евстигнеев, продолжает кинематографическую династию матери и отца. С 1979 года он работает на «Мосфильме» в качестве режиссера, отмечен призом за лучший дебют Европы 1994 года (фильм «Лимита»). А еще он главный советчик и самый строгий судья Галины Борисовны Волчек – вот уже более тридцати лет бессменного режиссера одного из лучших театров России…

Добавить комментарий

Вы должно быть авторизован опубликовать комментарий.

*