Карсавина Тамара Платоновна

Тамара Карсавина
Краткая информация

Возраст на момент смерти: 93 года

Дата рождения: 25.02.1885

Место рождения: Санкт-Петербург, Российская империя

Дата cмерти: 26.05.1978

Место смерти: Лондон, Великобритания

Знак зодиака: Рыбы

Она родилась 25 февраля 1885 года в семье П. К. Карсавина, известного танцовщика Мариинского театра. Девочка была очень музыкальна, хорошо рисовала. Но при многих талантах обладала неискоренимой застенчивостью.

В 1904 году после окончания хореографического училища Тамару Карсавину зачислили в кордебалет Мариинского театра.

Много лет спустя она вспоминала, как вместе с матерью отправилась к одной еврейской чете, чтобы подешевле одеться, и хозяйка лавки сказала юной танцовщице: «Абрам говорит, что счастливая судьба написана на вашем лице; наступит день, когда у вас будут великолепные наряды, и вы не станете больше покупать у нас!» «Ну и что из этого? – воскликнул Абрам. – Пусть будет счастлива эта молодая дама!

Мы только порадуемся за нее!» В 1927-м Минна, хозяйка еврейской лавки, проделав длинный путь, разыскала знаменитую балерину за границей, чтобы вспомнить старые времена…

Предсказания ее мужа сбылись: темпераментность и выразительность танца привлекли внимание к дебютантке, и юная Карсавина стала исполнять сольные номера.

«Сейчас я смотрю на себя беспристрастно, с каким-то смешанным чувством иронии и нежности: я была тогда и грациозной, и чуть неуклюжей, с длинными руками и ногами, с бледным, очень серьезным лицом в рамке черных гладких волос…

Я полагаю, в моем растерянном виде было, очевидно, что-то трогательное, потому что восторг, с каким в тот вечер меня приняли зрители, конечно, был вызван не моим техническим мастерством… «Это настоящая овация, малютка!» – сказала мне Анна Павлова, возвращаясь в свою уборную».

«Вечером дают «Пробуждение Флоры» впервые с г-жой Карсавиной, – отметил в своем дневнике балетмейстер Мариус Петипа в апреле 1904 года. – Г-жа Карсавина танцевала нехорошо. Несмотря на это, цветы и корзины…»

Придирчивая к самой себе, с первых же шагов на сцене Карсавина совершенствовала техническое мастерство у известных педагогов Иогансона и Соколовой. Ее выдвижению способствовали прекрасные артистические данные – изящество и грациозность, красота и обаяние, искренность переживаний.

Молодая балерина стала танцевать главные партии в балетах основного репертуара Мариинки: Жизель, Одетта-Одиллия, Раймонда, Никия, Аврора, Царь-девица, Пахита, Лиза. Русская пресса нарекла ее «царицей коломбин», искусительной и дразнящей. «Совсем грезовская головка!» – восхищалась публика, не желая замечать технических погрешностей ее танца.

Балерина так никогда и не одолела всех сложностей партии Одетты-Одиллии, первой отказавшись от тридцати двух фуэте в третьем акте…

Довелось ей брать уроки и у знаменитой итальянки Катарины Беретта, у которой оттачивали твердость носка, наращивали количество и качество пируэтов танцовщицы со всех стран. В Италию Тамара Карсавина отправилась по совету врачей, чтобы избавиться от одолевавшей ее малярии, а выздоровев, вновь приступила к работе над собой.

В 1907 году красавица танцовщица отдала свою руку и сердце небогатому дворянину В. В. Мухину.

Одной из первых заметила необыкновенный талант Вацлава Нижинского именно Карсавина. Вот как она вспоминала об этом:

«Я… не поверила своим глазам: какой-то мальчик одним прыжком поднялся над головами своих товарищей, словно повис в воздухе.

«Кто это?» – спросила я Михаила Обухова, его учителя.

«Нижинский, – ответил он. – Этот чертенок никогда не успевает вместе с музыкой опуститься на землю!» – и он подозвал Нижинского, чтобы тот сделал несколько комбинаций. Мне казалось, что я вижу перед собой какое-то чудо.

Но юноша был далек от мысли, что он совершил что-то необыкновенное. Вид у него был довольно надутый и глуповатый. «Да закрой ты рот, ворона влетит!» – сказал учитель, отпуская его».

Как только Вацлав выпустился из училища, Карсавина стала одной из первых его партнерш. Не обходили их и конфликты, причиной которых чаще всего становились капризный, странноватый характер танцовщика и его оригинальное прочтение той или иной партии.

«Я знала роль… и любила ее малейшие подробности, – вспоминала Тамара Платоновна об их совместном выступлении в «Жизели», – и потому была печально обескуражена, когда заметила, что танцевала, мимировала, теряла рассудок и умирала с разбитым сердцем, не вызвав у Нижинского ни малейшей эмоции».

А публика… Публика неистовствовала! Ярче всех описал реакцию зрительного зала курьер труппы:

«Ну а когда вышли эти двое, Господи помилуй! Я никогда еще не видел публику в таком состоянии! Можно было подумать, что под их креслами загорелся огонь!»

Поэт-акмеист М. А. Кузмин писал в стихотворении «Т. П. Карсавиной»:

Вы – Коломбина, Саломея,

Вы каждый раз уже не та,

Но, все яснее пламенея,

Златится слово «красота».

Стихи эти были помещены в альманахе «Букет», объединившем в марте 1914 года поэтов-завсегдатаев артистического кабачка «Бродячая собака». Сборник сложился экспромтом в день, когда знаменитое богемное заведение посетила Карсавина и танцевала здесь прямо среди публики, на маленьком пространстве, окруженном гирляндами цветов.

14 мая 1918 года в Мариинском театре состоялось закрытие балетного сезона с Карсавиной в партии Никии. Вскоре, в июле 1918-го, тридцатитрехлетняя танцовщица, уже будучи женой английского дипломата Генри Брюса, вместе с ним и маленьким сыном навсегда покинула Россию. «Убоявшись трудностей быта», как выразился о ней и других известных представителях русской Терпсихоры балетмейстер наших дней Ростислав Захаров.

В ноябре 1923 года петроградский журнал «Театр» опубликовал выдержки из частного письма Тамары Платоновны:

«Вот уже три года, как я прочно обосновалась во Франции, и около пяти лет, как потеряла связь с Петербургом. Такая тоска по родине. Пришли в письме листьев рябины с Островов… Хочу подышать родным, далеким, милым, хмурым Петербургом».

До 1931 года она выступала на сцене, а затем почти двадцать пять лет была вице-президентом английской Королевской академии танца, занималась педагогической и балетмейстерской деятельностью, возобновляла спектакли.

Знаменитая балерина Марго Фонтейн проходила с ней свои лучшие партии. Ее мемуары «Театральная улица» изданы на английском и французском языках, а в 1971 году переведены на русский.

В 1965-м в Лондоне торжественно праздновали восьмидесятилетие танцовщицы, прославившей искусство русского балета.

Вам также могут быть интересны
Микоян Анастас Иванович
Микоян Анастас Иванович
ПолитикиРеволюционеры
Елена Андреянова
Андреянова Елена Ивановна
Артисты балета
Ким Чен Ир
Ким Чен Ир Ким Юрий Ирсенович
Государственные деятелиПолитики
Добавить комментарий
Комментарии (0)
  • Комментариев пока нет. Ваш комментарий сможет стать первым.
АвантюристыАктерыАртисты балетаАстронавтыАтлетыБалетмейстерыБейсболистыБизнесменыВетераныВоенные деятелиГимнастыГосударственные деятелиКомикиКомпозиторыКонструкторыКосмические туристыКосмонавтыЛетчикиМедиумыМенталистыМузыкантыОбщественные деятелиОкеанографыОккультистыПевцыПисателиПолитикиПолководцыПоэтыПредпринимателиПреступникиПрограммистыПродюсерыПублицистыРеволюционерыРежиссерыРелигиозные деятелиСамозванцыСпортсменыТанцовщикиТелеведущиеУправленцыУчёныеФилософыФутболистыХудожникиШпионы