Гризи Карлотта

Гризи Карлотта(1819-1899)

28 июня 1841 года в Париже состоялась премьера нового балета – «Жизель, или Виллисы». Сценарий его сочинил поэт Теофиль Готье вместе с известным в ту пору драматургом Жюлем-Анри Вернуа де Сен-Жоржем. Вдохновленный романтическим сюжетом, всего за неделю создал свою гениальную партитуру композитор Адольф Адан.

На этот сюжет Теофиля Готье натолкнула легенда о виллисах, которую записал, странствуя по Европе, Генрих Гейне:

«Виллисы – невесты, умершие до свадьбы. Несчастные юные создания не могут спокойно лежать в могиле, в их мертвых сердцах, в их мертвых ногах жива еще та страсть к танцу, которую им не пришлось удовлетворить при жизни, и в полночь они встают из могил, собираются толпами на больших дорогах, и горе тому молодому человеку, который там с ними встретится! Он должен танцевать с ними, они обнимают его с необузданным неистовством, и он пляшет с ними без удержу, без передышки, пока не падает замертво».

Имя Жизель было дано главной героине, юной девушке, обманутой возлюбленным. Обман заключался в том, что он оказался вовсе не бедным крестьянином, каким представился ей, а графом, владетелем Силезии, к тому же обрученным с богатой невестой. Не вынеся предательства своего любимого Альберта, Жизель сошла с ума и умерла. Но сила ее чувства была такова, что и после смерти, уже будучи виллисой, она спасла Альберта от гибели, заслонив его от своих подруг.

Первой исполнительницей Жизели стала итальянская танцовщица Карлотта Гризи. О ней восторженно писал все тот же Теофиль Готье:

«Мы помнили прелестного ребенка, игравшего несколько лет назад в театре «Ренессанс»… причем в ту пору еще не было ясно, балерина перед нами или певица, поскольку девочка и пела и танцевала. Молодой, чистый голос, абсолютный слух, легкая поступь, безукоризненно точные движения, нежный и простодушный взгляд голубых глаз – такой осталась Карлотта Гризи в памяти светских людей и журналистов. «Жизель» сразу вывела ее в ряды прима-балерин.

…Долгое время женщины говорили: «Что может быть прекраснее воздушной грации, изысканной и томной непринужденности Тальони?» Долгое время мужчины говорили: «Что может быть прекраснее заразительного пыла, дерзкой и лихой стремительности, истинно испанского темперамента Фанни Эльслер?»

Карлотта Гризи легка и целомудренна, как Тальони, жива, весела и точна, как Эльслер; кроме того, у нее есть неоценимое преимущество: ей всего двадцать два года, и она свежа, словно цветок в утренней росе».

Уже в юном возрасте Карлотта проявляла незаурядные способности к танцу; в семь лет ее пригласили в детский кордебалет Миланского театра. Позднее знаменитый балетмейстер Жюль Перро, оценив талант девушки, начал с ней работать. И не только талант: страстно влюбившись в свою ученицу, маэстро сделал ее своей женой. Не отличавшийся красотой и невысокий ростом, этот на редкость гибкий и сильный танцовщик оказался прекрасным партнером для юной Карлотты. Ей же природа подарила прелестную внешность. Современники восхищались: единственный грим, который знало лицо Карлотты, – волнение во время танца. Румяна были не нужны ей – ими балерина подкрашивала свои туфельки, когда те казались ей чересчур бледными…

В марте 1836 года, когда Карлотте исполнилось семнадцать, она вместе с Жюлем выступила в Лондоне, затем в Вене, а также на сцене Комической оперы в Париже. Гризи не только танцевала, но и пела, да как! Легендарная певица Малибран, сестра знаменитой Полины Виардо, даже советовала ей бросить балет и посвятить себя пению. Повинуясь внутреннему голосу, юная итальянка осталась верна Терпсихоре, и не ошиблась. Мягкость и изящество французской школы танца соединились у нее с виртуозным блеском и техникой итальянцев. Танец Карлотты, поставленный Перро, отличался парящими прыжками, сильными и легкими полетами. Такой была и ее Жизель, во многом, что касается хореографии, сочиненная Жюлем.

Балет имел ошеломляющий успех, парижские зрители были покорены юной балериной. Говорили, что свой триумф своенравная исполнительница отметила не с мужем, а… с либреттистом Теофилем Готье, имевшим весьма колоритную романтическую внешность и «кудри черные до плеч…».

Научившись у Перро всему, что он был способен дать, Карлотта покинула его и устремилась к дальнейшим успехам. И хотя за Жюлем навсегда утвердилась слава блестящего балетмейстера и исполнителя, он никогда больше не был счастлив в личной жизни. Не имея ни собственного театра, ни своей труппы, ни постоянного пристанища, он скитался по свету без семьи, без ласки и заботы близких людей…

В 1850 году Карлотта Гризи была приглашена на первые роли в Петербург, где танцевала в «Жизели» и «Наяде и рыбаке». Как ни странно, ее выступления не произвели на русского зрителя ожидаемого впечатления. Пробыв в России два сезона, Карлотта уехала в Париж, не стяжав себе новой славы.

Ее называли последней балериной романтического периода балета… Не прошла слава и мимо ее очаровательных двоюродных сестер – Джудитты и Джулии. Обе стали прославленными певицами итальянской сцены, также заслужившими мировое признание.

Что интересно, вскоре после премьеры «Жизель» исчезла из репертуара парижской Оперы. На родине этого прекрасного балета о нем вспомнили лишь в 1910 году благодаря «Русским сезонам» Сергея Дягилева. А в России «Жизель» никогда не выходила из моды, начиная с первой постановки в 1842 году в Санкт-Петербурге, где в заглавной партии блистала Елена Андреянова…


ДЛЯ КОММЕНТИРОВАНИЯ, ВЫ ДОЛЖНЫ [ВОЙТИ]